Президент Владимир Путин поручил постепенно отойти от такого механизма, как долевое строительство. Это в перспективе решит проблему обманутых дольщиков, так как жилье на этапе котлована, вероятно, перестанут продавать.

В этом году проблема дольщиков вновь встала очень остро. Пострадавших от недостроя в России официально десятки тысяч человек. Есть ли обманутые дольщики в других странах, в частности в Европе? И чем классический российский дольщик отличается от инвестора?

Мила Рябова когда-то переехала в Москву с мужем и сыном с Дальнего Востока. Там продали всю недвижимость. В столице на квартиру денег не хватило, и они стали дольщиками ЖК «Шишкин лес». Купили они будущую квартиру, когда комплекс еще был в подмосковном Троицке. За время, что дом строили, а точнее не строили, Мила стала почти москвичкой — ЖК теперь находится в Новой Москве. Но строительству это не помогло.

Мила Рябова дольщик «У нас есть официальный статус «бомж», несмотря на то, что мы с мужем имеем высшее образование и очень тщательно подходили к выбору компании, в которой мы собирались приобрести жилье. Но, к сожалению, с таким статусом мы вынуждены существовать по сегодняшний день. Мы не можем принимать участие в выборах, не можем выбрать президента».

Мила говорит, что будет участвовать в большом митинге в Москве, посвященном 100-летию революции, там будет много дольщиков со всей России. Они в этом году неожиданно привлекли внимание властей. Госдума приняла закон, создан компенсационный фонд, куда застройщики перечисляют деньги. На них будут достраивать дома. Правда, речь идет о новых проблемных зданиях, старые под закон не подпадают. Да и денег в фонде пока немного — их только начали собирать, и в «копилке» сейчас около 5 млн рублей. Регионы написали «дорожные карты» по решению проблем обманутых дольщиков. В такую «карту», в частности, попал ЖК «Эстет» в Подольске, где купил квартиру Артем Плужников — пять или шесть лет назад, он уже точно не помнит. Дольщик верит, что скоро его дом достроят, но оговаривается:

Артем Плужников дольщик «Честно сказать, застройщик уже не раз переносил сроки ввода в эксплуатацию дома. Если проанализировать количество продаж, которое у застройщика, и количество, взятых в кредит денежных средств, то, если честно, можно было бы уже пять домов построить с нуля. И застройщик начинает плакаться, что у него нет денег, то куда деньги-то уходят?»

У Артема довольно необычная история. Он не совсем дольщик, скорее инвестор. Права на будущую квартиру он когда-то купил тоже у дольщика, и уже тогда было понятно, что это рискованное вложение. Напоминает то, как происходит покупка строящейся недвижимости в Европе. В Британии, например, есть понятие «покупка плана», это то же самое, что у нас купить на этапе котлована. Английские дольщики хорошо защищены законом, застройщикам важна репутация, обман бывает редко. Зато самих британцев однажды массово обманули, когда было модно покупать жилье в солнечной Испании.

Владимир Гладышев управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Получали разрешение на строительство коррупционными левыми путями, после чего приходило центральное правительство и аннулировало разрешение на строительство. В результате клиенты строительных компаний, которые покупали на этапе котлована, оказывались просто обманутыми. Много очень таких ужасных историй, когда приезжает английская пара, выходит на пенсию, все накопления вбухивает в испанскую недвижимость, потом все это пропадает, а они оказываются без копейки. И никто их особо не защищает».

В России ситуация принципиально другая. Институт прописки, отсутствие цивилизованной долгосрочной аренды, высокие ставки по ипотеке. Поэтому дольщиков у нас защищают, как могут. А на днях Владимир Путин поручил проработать вопрос постепенного отказа от долевого строительства. Это значит, что в перспективе на этапе котлована квартиры, вероятно, продавать перестанут, а строить будут с помощью проектного финансирования. Правда, это значит, что купить жилье за небольшие деньги тоже не получится. Зато митинги прекратятся, довольные граждане, как писали классики, разойдутся по домам, если будет куда расходиться.