Фото: Мосфильм

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год   Все советские фильмы, выходившие на экраны, проходили через цензуру, которая зачастую вносила в них значительные изменения. В частности, из этой картины была вырезана сцена, в которой Трус пишет на заборе букву «Х», Балбес добавляет «У», но бдительный милиционер дует в свисток, пресекая хулиганство. Тогда Бывалый, спасая положение, дописывает «Художественный фильм».

Фото: Мосфильм

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год   Гайдай решился экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которую в свое время запретили ставить в Театре сатиры. Цензорам не понравилось, что по сюжету самозванец и авантюрист будут управлять государством. Юрий Никулин, почувствовав угрозу обвинений в антисоветчине, отказался от роли Ивана Васильевича. Он заявил, что фильм обязательно поставят на полку, и посоветовал Гайдаю отказаться от съемок.

Фото: Мосфильм

«Бриллиантовая рука», 1968 год   Роль мальчика, который шел по воде, досталась сыну Юрия Никулина Максиму, который не мог удержаться на косе и падал в воду раньше, чем герой Андрея Миронова замахивался ногой. Гайдай пошел на хитрость, пообещав юному актеру, что Миронов просто пройдет мимо. Поэтому, когда Максим нагнулся за удочкой, режиссер дал понять Миронову, что настало время для пинка. Дубль получился, а сын Никулина еще долго обижался на коварного «дядю Андрея».

Фото: Мосфильм

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 год   Наталья Селезнева, еще будучи начинающей актрисой, пришла на пробы на роль Лиды прямо с пляжа, потому что была уверена, что режиссер ее все равно не утвердит. Однако Гайдай сразу понял, что роль достанется именно ей, но предложил Селезневой раздеться перед камерой. Актриса засомневалась, и тогда он заявил, что фигура, на его взгляд, у нее не очень. Оскорбленная Селезнева тут же скинула платье и осталась в одном купальнике. Пробы она прошла.

Фото: Мосфильм

«12 стульев», 1971 год   Гайдай во что бы то ни стало хотел использовать в фильме настоящий гамбсовский гарнитур, но его удалось отыскать только в одном экземпляре. К тому же владелица мебели не пожелала с ней расстаться, позволив лишь сделать копию. Однако никто из советских краснодеревщиков не взялся за этот заказ. В итоге стулья были изготовлены в Арабских Эмиратах, а после съемок Гайдай выкупил у киностудии уцелевшие экземпляры.