Чартерная авиакомпания I Fly из-за снегопада в Москве в начале февраля вынужденно отправила на ремонт два Airbus A330. Как сообщают «Ведомости», это треть авиапарка российского перевозчика, который работает с туроператором Tez Tour. По словам менеджеров I Fly, у самолетов были повреждены двигатели.

Временные простои лайнеров были и у других авиакомпаний. Тогда сообщалось, что мощный снегопад вывел из строя около 20 самолетов. Ранее Росавиация подтвердила, что двигатели лайнеров получали повреждения из-за плохой очистки взлетно-посадочных полос.

Глава Росавиации Александр Нерадько сказал, что «в снегопад такой интенсивности, который был, аэропорты в других государствах просто бы закрылись».

Насколько снегопад способен повредить самолеты? Возможно, следовало бы закрыть на время небо? Об этом Business FM спросила члена комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженного пилота России Юрия Сытника:

— Двигатели висят под крыльями и очень низко от земли, некоторые на 80 [сантиметров], на 1 метр 20 [сантиметров]. Естественно, когда полосы плохо почищены или брустверы снега большие, то из-под переднего колеса летят ошметки снега и фракции дождя, потому что полосы, как правило, поливают, чтобы коэффициент сцепления был приемлемый для торможения. Все это часто попадает в двигатели. Есть самолеты, допустим, Ту-154, Ил-62 — там в конце фюзеляжа двигатели расположены на пилонах, там меньше была эта проблема. А вот такие современные самолеты, мы их называем «пылесосы»: камешки маленькие, фракции дождя, снега… При включении реверса особенно обратная тяга создается, двигатели выходят на повышенный режим работы, а идет торможение самолета, то есть уменьшение скорости самолета на полосе, и вот это все, что с земли поднимается, залетает в компрессор и даже может попасть на турбину, и выходит из строя дорогостоящий двигатель.

— Ведь мы не единственная зимняя страна, еще есть и Финляндия, и Норвегия, там тоже снегопады бывают сильные.

— Понимаете, там все аэропорты имеют, как правило, две-три полосы. Если одна полоса обрабатывается, чистится хорошо, с другой идут полеты. Потом на более очищенную полосу выпускают, оттуда начинаются полеты, а полосы в худшем состоянии подвергаются чистке. А у нас две полосы в «Шереметьево», во «Внуково», они пересекающиеся. Не очень-то, если ветерок более пяти метров, то там невозможно работать. Еще этот перекресток как-то надо пересекать. В «Домодедово» две полосы: одна для взлета, другая — для посадки. Сейчас я знаю, что принято решение, в «Шереметьево» будет третья полоса строиться и в «Домодедово» третья полоса, тогда будет полегче, получше будут чистить.

По сообщению одного источника I Fly, самолеты уже вернулись в авиапарк. Другой источник говорит, что два Airbus возобновят полеты не раньше конца февраля и что авиакомпании пришлось не сильно, но сократить из-за этого чартерную программу.