Лидер КНДР впервые заедет в Южную Корею — правда, всего на 100 метров. До исторической встречи Ким Чен Ына с президентом Корейской Республики остаются считаные дни. В пятницу, 27 апреля, Мун Чжэ Ин примет верховного лидера КНДР в так называемом «Доме мира» — здании в 100 метрах от демаркационной линии на границе двух государств. Это станет первым со времен гражданской войны визитом главы Северной Кореи в Южную.

Даже после сенсационного заявления Пхеньяна об остановке ядерных испытаний и в преддверии переговоров Ким Чен Ына с Мун Чжэ Ином неясно, можно ли допускать по поводу перспектив корейского урегулирования хотя бы самый осторожный оптимизм. Верховный лидер КНДР действительно впервые в истории ступит на землю Южной Кореи, но встречи глав государств уже проходили — в 2000 и 2007 годах. Каждый раз было много надежд и мало долгосрочных результатов.

С другой стороны, теперь Пхеньян могли припереть к стенке. В феврале северокорейский экспорт в Китай упал на 95% по сравнению с предыдущим годом, а санкционное давление ООН и США на КНДР только усиливается. О слабой позиций Кима в интервью Bloomberg рассказал телекомментатор и автор книги «Ядерное противостояние: Северная Корея против всего мира» Гордон Чэнг:

«Был ряд сообщений, например со стороны Китая, что у так называемого Бюро 39 — это личный фонд семейства Кимов — заканчиваются деньги. В Южной Корее тем временем заявляют, что у КНДР к октябрю могут закончиться резервы в иностранной валюте. Я в это не особо верю, но все же. Когда у Кима нет денег, он не может запускать ракеты, взрывать ядерные бомбы и, что самое главное, управлять страной через подачки, делать дорогостоящие подарки представителям северокорейских элит в обмен на их лояльность. Так что, вполне возможно, Ким пришел к выводу, что ему придется договариваться с президентом Трампом».

С другой стороны, представлять себе, что Пхеньян поджал хвост и теперь согласится на все, тоже неверно. Ким Чен Ын обеспечил себе ядерный козырь, делающий прямое военное вмешательство крайне маловероятным, а что касается возможности сесть за стол переговоров с президентом США и общаться на равных — отец и дед северокорейского лидера этим похвастаться не могли. Продолжает востоковед, специалист по Корее Федор Тертицкий:

Федор Тертицкий востоковед, специалист по Корее «Северная Корея в прошлом году остановила испытания, сказав, что у них теперь есть ракета, способная нанести удар по любой части Соединенных Штатов, поэтому их ракетно-ядерная программа завершена. Дело в том, что большинство специалистов и в Южной Корее, и в Соединенных Штатах считают, что корейцы остановились не на последнем этапе, когда они уже гарантированно могут нанести удары по Нью-Йорку и Вашингтону, а на предпоследнем. По уму им надо было провести еще несколько испытаний — тогда бы они смогли вести переговоры уже с позиции силы. Видимо, на них произвела впечатление риторика Трампа о войне, поэтому они слегка притормозили. Но никто не сказал, что они будут отказываться от ядерного оружия, от ракет — никто ничего сдавать не собирается. По-моему, это уже довольно сильная позиция».

CNN приводит и третий вариант: Ким будет вести переговоры сначала с Муном, а потом и с Трампом не с позиций слабости или силы, а просто пытаясь выиграть время. По версии одного из опрошенных телеканалом экспертов, в КНДР рассудили, что Трамп слишком непредсказуем, чтобы играть с ним на повышение, но, в отличие от северокорейского лидера, он не может бессрочно оставаться у власти. Поэтому Пхеньян может пойти на мелкие уступки и затягивать переговоры, пока в Белом доме не окажется более умеренный лидер. Хотя и версию о том, что на сравнительно молодого Кима снизошло откровение и он решил резко изменить курс страны, никто окончательно не исключает.