В Пресненском суде Москвы 10 июля прошли прения сторон по громкому делу 41-летнего жителя подмосковного города Долгопрудный Андрея Попова, более известного как «Бог Кузя», и трех его последовательниц. За мошенничество, а также организацию секты прокурор потребовала приговорить лидера псевдоправославной организации к семи годам лишения свободы.

Трех других фигурантов гособвинитель предложила осудить на сроки от пяти до шести лет. В то же время адвокаты считают, что в действиях подсудимых нет состава преступления. Они просили их оправдать.

Прения сторон, назначенные на два часа дня, начались лишь около шести часов вечера из-за задержки доставки подсудимых, которые с сентября 2015 года находятся под стражей. За время пребывания в СИЗО Попов, который являлся инвалидом по зрению, полностью ослеп. Все слушание он просидел в клетке, о чем-то переговариваясь со своей гражданской женой Жанной Фролушкиной. На процесс фигуранта доставили из больницы «Матросской Тишины», куда его положили в мае.

Деньги на храм

Однако прежде, чем гособвинение запросило сроки, суд заслушал последнего свидетеля защиты. Заняв место за свидетельской трибуной, Виктор Клюев рассказал, что знает Попова с детства. «Он был достаточно болезненным ребенком, его мама попросила заниматься с ним йогой, — начал он свой рассказ. — Потом, когда он поступил в университет, я его первые полгода сопровождал на учебу и забирал с нее».

Свидетель также поведал о том, как в начале 2000-х шел сбор средств на строительство храма-часовни Живоначальной троицы в Троицком округе Москвы для православной общины Попова на базе жилищно-строительном кооператива «Дарья». По его словам, люди приносили, кто по 2-3 тысячи рублей, кто10 тысяч, некоторые жертвовали стройматериалы.

Большую часть средств — около 1,4 млн рублей в кассу общины внесли сам «Бог Кузя» и Жанна Фролушкина. Однако после того как было завершено проектирование, а в 2005 году закончен нулевой цикл (был возведен цокольный этаж храма), стройка встала. «Позже искусствоведческая комиссия по фасадам долго не согласовывала проект, работы были приостановлены на несколько лет. Община обращалась в арбитражный суд. А потом начались гонения», — сказал свидетель. Он добавил, что появились противники строительства церкви, которые хотели видеть на месте храма магазин или детский сад.

Псевдосвященник

Клюев добавил, что наблюдал за строительством храма православный протоиерей Сергей Киселев. А в 2001 и в 2006 годах на строительство храма благословение дал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Защитница Попова Светлана Красовская представила суду письменные патриаршие благословения. Отвечая на вопросы прокурора, свидетель признал, что Андрей Попов действительно носил облачения православного священника, представлялся иеромонахом или епископом Романом.

Сам Попов утверждает, что был тайно рукоположен в священники «владыкой Питиримом» (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Нечаев — Business FM), который скончался в 2003 году. Обряд был произведен втайне, поскольку по канонам православной церкви человек с инвалидностью (а у Попова до последнего времени была 2 группа инвалидности по зрению) не может быть священником.

Выступление прокурора Анастасии Шпаковской заняло около 40 минут. Гособвинитель заявила, что считает доказанной вину Попова в «создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (ч. 1 ст. 239 УК РФ), а также в «мошенничестве в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Трех других подсудимых — Жанну Фролушкину, Галину Маркевич, Надежду Розанову — она просила осудить за мошенничество.

Для «Бога Кузи» прокурор запросила семь лет колонии общего режима, Галину Маркевич она предложила осудить на пять лет заключения, а Надежду Розанову и Жанну Фролушкину — на шесть лет колонии каждую.

Первоначально соратницам «Бога Кузи» вменялось участие в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 3 ст. 239 УК). Однако по этой статье срок давности истек, и в январе этого года суд в отношении них дело в этой части прекратил. Также полностью были освобождены от уголовной ответственности еще две фигурантки, у которых это была единственная статья.

Избиения плеткой и тапкой

По данным следствия, Андрей Попов, который называл себя реинкарнацией Иисуса Христа, Моисея, архангела Гавриила, Иоанна Крестителя, святого Николая, Сергия Радонежского и Елены Блаватской, создал псевдоправославное объединение — религиозную группу «Бог Кузя» — на территории Москвы не позднее 2007 года.

Попов выдавал себя за священнослужителя, провозгласил себя «владыкой Романом» и даже «живым Богом на земле». Его жертвами становились люди, имевшие проблемы в личной жизни и с родителями. Попов призвал их порвать с родственниками, а также пропагандировал «отказ от гражданских обязанностей по уходу за престарелыми родителями».

На протяжении двух лет — с 2007-го по 10 сентября 2015-го он вел «идеологическую обработку своих последователей, в ходе лекций и личных встреч, навязывая свои постулаты о том, что только его учение является верным, а остальное — ложным». При этом «батюшка» и его адепты вели активную торговлю. Так, картины, которые писал сам «Бог Кузя», стоили от тысячи до 25 тысяч рублей, а совершаемые им обряды — от 3 тысяч до 25 тысяч.

Также можно было купить аудиозаписи и книги с его лекциями и другие предметы религиозного культа за 150-300 рублей. Деятельность секты была сопряжена «с насилием над гражданами и причинением вреда их здоровью». Непокорных наказывали, избивая их плетками, кожаным ремнем, палками, резиновой тапкой и просто руками. В обвинении перечислены пятеро человек, получивших от 100 до 1200 ударов от «Бога Кузи».

В секте также существовала и система штрафов за «небогоугодные» проступки — от тысячи до 15 тысяч рублей. «Используя доверие священнослужителей Русской православной церкви», Попов и его последовательницы получили разрешение от РПЦ на участие в православных выставках и ярмарках, собирая пожертвования на строительство храмов и другие цели», — говорится в материалах дела.

Хотя в ходе обысков по уголовному делу было найдено более 260 млн рублей, заявления о признании по делу потерпевшими написали всего 15 человек, пожертвовавшие деньги. Они отдали «Богу Кузе» от 20 тысяч до 820 тысяч рублей. Общую сумму ущерба следствие оценило в 7 млн 385 тысяч рублей.

Впрочем, по мнению адвокатов, в действиях подсудимых отсутствовал не только состав, но и само событие преступления, предусмотренного статьей «мошенничество», а следствие не доказало корыстный мотив. Они просили фигурантов оправдать.

«Люди жертвовали деньги, которые подсудимые тратили на строительство храма. Попов получил от патриарха Московского и всея Руси Алексия II письменное благословение на создание православной общины, которую сейчас именуют «сектой Бога Кузи», а также на строительство храма. Но на стадии строительства цокольного этажа стройка встала. Затем фигурантов задержали, а собранные деньги изъяли», — озвучила Business FM позицию защиты адвокат Попова Светлана Красовская. Она отметила, что до этого последователи «Бога Кузи» построили на средства верующих часовню в Свиблове.

В свою очередь, адвокат Жанны Фролушкиной Евгений Симоненко добавил, что ни в ходе следствия, ни в ходе судебного процесса, ни у одного из фигурантов не нашли дорогостоящего имущества. «Деньги — в общей сложности, более 260 млн рублей — лежали в целости и сохранности», — сказал он.

Кража 215 млн рублей

Когда еще шло следствие по делу, случился скандал. Большую часть изъятых денег умудрился украсть первый гражданский муж Жанны Фролушкиной Юрий Цукерман, в прошлом Дмитрий Ананченко, отсидевший срок за мошенничество. Представив в Химкинский городской суд подложный договор на хранение денег, якобы оформленный между ним и бывшей супругой, он в 2016 году добился решения о возврате ему 215 миллионов, которые по исполнительному листу были ему перечислены из ГУ МВД по Москве и обналичены.

Лишь в январе этого года афериста задержали, найдя на его счетах лишь часть средств — 85 млн рублей. Сейчас он находится в «Бутырке» по обвинению в мошенничестве. Что же касается Андрея Попова, то, как утверждают адвокаты, многие свидетели называли его «нищелюбом». «У него не было даже приличной одежды, он всю жизнь ходил в старых брюках и застиранной футболке, питался крайне скромно и не имел даже собственного жилья», — сказал защитник Розановой Анатолий Пчелинцев.

По его мнению, обвинение в создании организации, посягающей на личность и права граждан, также не выдерживает критики. «Да, были чудачества в эксцентричной группе Попова, которые выражались в так называемых «щуках» и выдрах». Первое означало наказание за грех, который нужно было прищучить, а второй — выдрать его. Этот, по сути, религиозный обряд, напоминал исповедь и покаяние. Человек сам просил, чтобы его «выдрали» за грехи. Это доказано в суде. Потерпевшие жертвовали за это деньги. Главная же потерпевшая по данному делу Ольга Францева пять раз добровольно шла на то, чтобы ее избили. Для этих целей она сама принесла из дома кожаную плетку. Многие свидетели рассказывали, что после этого обряда они чувствовали себя очень комфортно и уходили просветленными», — сказал адвокат.