Сбербанк внимательно изучит случаи мошеннических звонков и рекомендует клиентам сообщать о них в банк. В пресс-службе компании заявили ТАСС, что сомнительные операции блокируются автоматически системой антифрода, а сотрудники не звонят по таким вопросам.

Ранее «Коммерсантъ» писал, что злоумышленники звонят клиентам Сбербанка с официальных номеров организации, представляясь якобы его сотрудниками. Мошенники располагают информацией об остатках на клиентских счетах и о последних транзакциях.

Каким образом мошенники маскируют свои звонки под звонок из банка? На этот вопрос ответил замглавы Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин:

— Сейчас есть технологии, которые позволяют через IP-телефонию подставлять вам абсолютно любой исходящий номер абонента. Дело в том, что данные об исходящем номере просто передаются в определенном поле. Когда речь идет о цифровых технологиях, вы можете просто поменять поле. Есть соответствующие сервисы, которые, совсем за недорого, позволят вам звонить от кого угодно. Не только звонить, но отправлять SMS-сообщения.

— Операторы сотовой связи в этом могут быть каким-то образом замешаны?

— Нет, они просто оказывают услугу связи. Для них это даже, возможно, будет заметно в каких-то выписках, но не в реальном времени.

Как персональные данные попадают в руки мошенников? Ведь такая информация, как остаток на счете и последние операции, известны лишь банку и клиенту. Об этом рассуждает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:

— Соответствующая информация хранится в госорганах, в том же Сбербанке, в Бюро кредитных историй. Откуда они утащили, неизвестно. Мы прекрасно знаем, что, например, у сотрудников низшего звена Сбербанка не очень высокие оклады. У них есть определенный стимул получить деньги на стороне.

— Как такие случаи могут сказаться на репутации Сбербанка?

— Пока это явление не приобрело сколь-нибудь массовый характер. Если пострадает слишком много людей, репутация такого гиганта как Сбербанк может пострадать. Основной актив банка — это репутация. Кому охота стать жертвой мошенников? Любой банк, в той или иной степени, подвергается атакам мошенников, в этом нет ничего страшного. Главное, насколько банк в состоянии противостоять этим атакам.

Большинство информации о клиенте мошенники могут почерпнуть в соцсетях, есть также предложения продажи личных данных в интернете. Специалисты наиболее очевидным считают человеческий фактор: проще говоря, кто-то из сотрудников банка может быть в сговоре с преступниками.