То, что после катастрофы начали писать в соцсетях, напоминает массовый психоз. Известные блогеры, а за ними и простые пользователи массово критикуют Superjet. На портале Change.org появилась петиция за то, чтобы вывести лайнер из эксплуатации. И ее сразу же подписали десятки тысяч человек. Основной мотив истерики — это самолет, созданный при нынешних властях. Должен был стать гордостью российского авиапрома, но не стал. Да и создан в основном из иностранных комплектующих. И вот произошла трагедия.

Сейчас никто еще не знает причины катастрофы. Неизвестно, есть ли вина в ней непосредственно техники, и можно ли было ее избежать, если бы это был не «Сухой», а, допустим, бразильский Embraer. Вот отрывок из блогатележурналиста, многолетнего ведущего программы «Авиаторы» Алексея Пивоварова.

«Самолет садился с превышением допустимой посадочной массы. Это когда бывает? Когда полностью залито топливо, оно наверняка было залито до Мурманска и обратно, и с такой посадочной массой самолет в штатной ситуации садиться не должен. Много вопросов к экипажу. Уже появилось много комментариев, что во всем виноват сам Superjet, что это «сырой» самолет, недоделанный самолет, что к нему масса претензий была и в прошлом. Это правда, к самолету есть вопросы, мягко говоря. Но к данной катастрофе они не имеют никакого отношения, поверьте, друзья, какой бы вы самолет такой силой ни приложили об полосу — Boeing, Airbus — не важно, он бы точно так же загорелся, с высокой степенью вероятности».

Впрочем, есть и факты. Пилоты действительно не раз критиковали Superjet, и это не только анонимные рассказы, а мнения реальных летчиков. Например, критика касалась джойстика, которым управляется самолет. Во всем мире уже пришли к мнению, что штурвал для пилота удобнее, а значит, и безопаснее. Но на Superjet стоят джойстики, от которых ведущие мировые производители самолетов отказываются.

Ну а самый главный факт — сразу несколько стран перестали эксплуатировать наш Superjet, хотя он изначально создавался не только для России, но и на экспорт. Ныне его используют госкорпорация «Аэрофлот», Казахстан, Таиланд и Мексика. Но если в России летают больше сотни лайнеров, то за рубежом всего 33. Для примера, у S7, крупнейшего российского частного авиаперевозчика, в парке 17 Embraer, прямых конкурентов «Сухого». Все же сообщения, что эта авиакомпания возьмет Superjet, закончились ничем. Среди тех, кто отказался от самолета, — Армения, Италия, Ирландия. Причем Италия участвовала в проекте по созданию «Сухого» как акционер, а Ирландия была единственным европейским эксплуатантом нашего лайнера и самолет России якобы вернула. Правда, «Гражданские самолеты Сухого» эту информацию не подтвердили, но до конца и не опровергли.

Основная причина — проблемы с запасными частями. Из-за их нехватки самолет вынужден простаивать, а это огромная финансовая нагрузка. Но до сих пор проблемы этого лайнера были в основном финансовые, замечает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Олег Смирнов заслуженный пилот СССР «Все это — результат непродуманной системы поддержания летной годности этого самолета со стороны производителей. Как с Boeing или Airbus, когда заключаются договоры на лизинг или приобретение? Там одним из пунктов сказано, что Boeing гарантирует доставку запасных частей в течение суток в любую точку мира. У нас же что происходит? В «Аэрофлоте» у самолета выходит там какая-то ничтожная частица оборудования, электронная там какая-то маленькая частица, и самолет ставят к забору, потому что эту частицу, как и другие 75% комплектующих, производят на Западе. И ждут, когда с Запада пришлют эту частицу».

О финансовой составляющей в конце прошлого года вышел спор спикера Совфеда Валентины Матвиенко и министра транспорта Евгения Дитриха. Сейчас, после катастрофы, многие припомнили их разговор. Матвиенко уверяла, что самолет никому не нужен. А Дитрих парировал, что он успешно летает. Но даже он признал, что самолет в «Аэрофлоте» эксплуатируется всего лишь на 56%.

Справедливости ради стоит сказать, что за последние семь лет это лишь второй трагический инцидент. Причем первый — в Индонезии — был стечением обстоятельств, виновными признали пилотов и авиадиспечеров. Но были и другие случаи, к счастью, закончившиеся благополучно.

Пока власти не проведут полное расследование, «Сухой» будет продолжать летать. Но, возможно, эта катастрофа для него станет роковой.