Глава министерства Вероника Скворцова сообщила «Известиям», что школьные программы по ЗОЖ появятся уже в 2020 году. «Мы очень торопимся и хотим, чтобы это было внедрено в будущем году», — сказала министр. С чего такая спешка и что думают о новой дисциплине в школах?

По словам Скворцовой, программа для детей четырех возрастных групп разрабатывается сейчас совместно с министерством просвещения. Эту концепцию Минздрав впишет в нацпроект «Демография». «Кроме учебников для четырех возрастных групп, будут дневнички, как когда-то были по природоведению», — уточнила Вероника Скворцова.

С трех до шести лет, то есть, видимо, еще в детском саду, ребят будут обучать личной гигиене. Младшеклассников научат, как следить за здоровьем. В средних классах они будут учиться измерять давление, пульс и температуру, распознавать сбой в организме и вызывать скорую. Старшеклассники сами будут оказывать первую помощь.

Мотивация к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек снизят заболеваемость и смертность россиян, рассчитывают чиновники.

Школьная программа ЗОЖ — давно изобретенный велосипед. Она была в советском прошлом. В частности, то, о чем говорит Скворцова, раньше проходили на уроках биологии и ОБЖ, не вынося в отдельную дисциплину, напоминает академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Михаил Рыжаков.

Михаил Рыжаков академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор «После того как будет понятно, что получилось, а что не получилось, я надеюсь, что люди обратятся к опыту, который в стране был, изучат то, что было, как работали программы аналогичного типа. Программы воспитания были в каждой школе. Это тоже полезно с точки зрения саморазвития и самосовершенствования для наших руководящих кадров. Главное, чтобы при этом не пилили государственные деньги».

Обучать ребенка чистить зубы и пользоваться носовым платком должны не в школе, а в семье. В существующую школьную программу втиснуть еще один предмет практически нереально, рассуждает учитель высшей категории, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов.

Леонид Перлов учитель высшей категории, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» «Запихнуть какой бы то ни было курс в ту сетку часов, которая сегодня в школе существует, невозможно. Что именно предполагается выкинуть, чтобы этот курс здорового образа жизни туда засунуть, министр не говорила. Сколько воплей относительно перегруженности учеников. Сейчас мы в целях укрепления их здоровья добавим еще один курс. Как это будет способствовать укреплению здоровья детей? Как мне представляется, неплохо бы все-таки расширить часть существующих курсов. Тот же русский язык, который не преподается в 11-м классе почему-то».

Вставить ЗОЖ в программу можно было бы, убрав такой предмет, как «Основы православной культуры», рассуждает Перлов. Ведь речь идет о светских учебных заведениях. Но есть инициативы эту дисциплину, которую проходят в четвертом классе, растянуть на весь период обучения.

Еще вариант — ради знаний школьников о здоровье выкинуть из расписания физкультуру. Чем она лучше русского языка? Но оказывается, в ряде школ уже давно вместо спортзала дети занимаются предметами, на которые не хватает учебных часов, рассказывает москвичка Ольга, мама третьеклассника.

«Из новых дисциплин с четвертого класса у них будет светская этика либо православие на выбор. Нет ни учебников, ни методички по светской этике, которую, например, выбрали мы, поскольку православие нам не очень интересно. Гораздо было бы, наверное, важнее вводить историю мировых религий, тем более что учебники и методические пособия есть. У моей подруги у дочери в четвертом классе учительница по светской этике рассказывала о том, что США играют с Россией в разные игры. Лучше бы внедряли программирование и что-то, связанное с современной наукой, ее развитием, а не тратили время на всю эту ерунду. В школе, где учится мой ребенок (это не самая плохая школа в районе), нет физкультуры вообще. Как бы она есть, но один раз шашки, а два раза вместо физкультуры они пишут математику, русский дополнительно и что-то еще».

Эксперимент по изучению основ православной культуры запустили еще в 2009 году. Уже десять лет прошло, а в отношении новых дисциплин вопросов по-прежнему предостаточно. Их критикуют не только учащиеся и их родители, но и сами учителя, так как по-прежнему не совсем понимают, что от них требуется. Имея такой опыт за плечами, остается только удивляться, как и, главное, зачем Скворцова уже в следующем году собирается внедрить абсолютно новый предмет.