Борис Джонсон одержал уверенную победу на выборах нового лидера Консервативной партии Великобритании. Он известен как сторонник выхода страны из ЕС, даже жесткого, без заключения какого-либо соглашения, и уже обещал, что сделает это до 31 октября. Чего ждать от него в отношениях с Россией?

Про Джонсона многие его коллеги говорят, что он политически гибок до беспринципности, и в его отношении к России это вроде бы просматривается. Так, в бытность его мэром Лондона он лично промоутировал дни русской культуры и нахваливал блины с икрой на Трафальгарской площади. Причем уже тогда, когда начинались события в Крыму и на Украине в целом. Кстати, именно на посту мэра Лондона он прославился развитием велосипедного движения в городе, сам передвигаясь на двухколесном транспорте. Также он известен массовым внедрением камер видеонаблюдения и введением ограничений на въезд в центр города. В этом смысле он короткое время побыл кумиром некоторых российских урбанистов.

Однако едва вернувшись в парламент, а после возглавив МИД страны, Джонсон стал резко критиковать Москву: за политику в отношении Украины, за операции в Сирии и якобы использование режимом Башара Асада химического оружия. Последнее стало поводом в апреле 2017 года для отмены визита Джонсона в Москву.

Новый британский премьер, получивший блестящее образование в Оксфорде и поработав в молодости журналистом, весьма остер на язык, любит прибегать к историческим аналогиям, а также цитировать великих людей. Тонкие любители специфического и часто надменного английского юмора наверняка высоко ценят его остроты, однако часто они переходили грань дипломатических приличий. Он успел оскорбить многих сильных мира сего, включая, например, президентов США и Турции. Трампа он, например, назвал «потрясающе невежественным типом». А насчет турецкого лидера намекал на секс с козой. Сотрудничество с российским лидером Владимиром Путиным как-то сравнивал со сделкой с дьяволом, и, будучи уже в ранге главы МИД, призывал к демонстрациям у российского посольства.

Во время переговоров с Сергеем Лавровым Джонсон как-то пошутил публично на тему якобы крепнущих экономических связей двух стран, приведя в пример увеличение поставок в Россию чипсов, а также ввоз 300 Bentley, которые не все, как он выразился, достались российскому МИД. Язвительные шутки Джонсона на посту главы МИД не раз вызывали довольно резкую, в том числе официальную реакцию российского внешнеполитического ведомства. У нас, как известно, тоже есть, кому язвительно шутить на Смоленской площади. В ответ на недавнее высказывание Владимира Путина о смерти западного либерализма Джонсон язвительно заметил, что в самой России 12% семей не имеют нормальных сортиров и не ей, мол, учить мир, как правильно жить.

Язвительность и резкость одновременно, наверное, не очень красят дипломата, а премьер-министра так уж точно. Впрочем, великий Черчилль тоже был большой «язвой». Но он и со Сталиным ладил хуже, чем чуть более добродушный Рузвельт.

Темперамент Джонсона вполне объясним с точки зрения его происхождения. Его прадедом по отцовской линии был турецкий журналист, казненный в Османской империи. Прабабка по отцовской линии была черкешенкой из Российской империи, бежавшей во время Кавказской войны в Турцию. Прадед Бориса Джонсона по материнской линии — американский ученый Элиас Эвери Леви, который также родился в Российской империи.

По своей политической стилистике он, возможно, хотя бы прической, будет чем-то российским переговорщикам напоминать Дональда Трампа. Но в отличие от Трампа, от него вряд ли стоит ждать комплиментов и уверений в том, как он хочет поладить с российским лидером. Вряд ли отношения между Лондоном и Москвой сильно улучшатся при его правлении. Зато точно согреемся взаимными шутками и обменом колкостями.