ГИБДД определила ряд случаев, при которых штрафы с камер видеофиксации не должны выноситься. Соответствующие указания Госавтоинспекция направила в региональные подразделения, сообщает газета «Коммерсантъ».

В частности, к таким ситуациям относятся ураган, туман и прочие явления, при которых автомобиль почти не видно. В перечне других случаев, при которых, по мнению ГИБДД, водителей также не следует штрафовать по камерам, — сломанные светофоры, отсутствие предупреждающих знаков о камерах и дорожные работы.

Эксперты, опрошенные Business FM, согласны с инициативой ведомства, однако сомневаются в возможностях ее реализации. Новые правила комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Вячеслав Лысаков первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству «Пока это звучит голой декларацией: хорошо бы те фото-, видеоматериалы, которые получены при неблагоприятных погодных условиях, не использовать против автомобилистов, то есть фактически дезавуировать, и давайте не будем штрафовать, когда туман, дождь, там действительно возможны искажения физического, электронно-оптического характера. В зоне ремонта ставятся камеры, ремонт давно закончен или еще не начинался, или вообще его не было, а знаки ремонтных работ стоят, ограничения скорости и камеры стоят. Люди прекрасно видят, что ремонта нет, знаки кто-то забыл или «забыл» убрать, и люди попадают под камеры. Более того, я могу добавить, что нельзя использовать данные в случае неправильной установки камеры. Переносные камеры сплошь и рядом устанавливаются с нарушениями, в результате которых скорость может быть определена неправильно, причем на семь-восемь километров в час. Я раскрою вам еще один секрет: сейчас ко мне начала поступать информация, что в ряде регионов руководство просит подкрутить камеры на три-четыре километра в час, чтобы штрафов было больше. Даже уже существующие проблемы не разрешаются, так что здесь очень много подводных камней. Как будет это пожелание Госавтоинспекции работать? Оно будет работать, если это будет обличено в определенные методические материалы, зафиксировано в административном регламенте МВД. А если это просто благие пожелания, они так благими пожеланиями и останутся».

Юрист Коллегии правовой защиты Марат Бикбов говорит, что с камерами видеофиксации много других нерешенных проблем, а в новом указании ГИБДД очень мало конкретики.

Марат Бикбов юрист Коллегии правовой защиты «Не прописано, какие именно осадки, какой интенсивности, насколько должна ухудшиться видимость. По поводу предупреждающих знаков о том, что установлены камеры, я совершенно согласен с ГИБДД: в этом случае постановление выноситься не должно. Однако ни со мной, ни с ГИБДД не согласна судебная инстанция, потому что судебная практика исходит из того, что отсутствие предупреждающих знаков не является основанием для отмены постановления. Если постановления вынесли на местах и будут обжаловать со ссылками на эту рекомендацию, то, возможно, какую-то часть незаконных постановлений удастся отменить на уровне вышестоящих должностных лиц ГИБДД. Проблема еще в том, что ГОСТ 2016 года, который как раз устанавливает требования к техническим средствам, к фото-, видеофиксации, установил допустимую погрешность распознавания номерных знаков в 5%. Что такое 5%? Это пять человек из ста, 50 человек из тысячи и так далее? Допустимо, что такое количество водителей незаконно, по сути, ни за что могут быть привлечены к административной ответственности. Мне известны случаи, когда камеры, которые стоят на машинах АМПП, захватывают автомобили, находящиеся во дворах, и потом люди получают штраф. Как получилось, что в результате действий подобного технического устройства, которое явно не справляется со своей функцией, к ответственности привлекаются невиновные люди? Почему оно вообще допускается к использованию? Необходимо ужесточать требования ко всем этим техническим устройствам».

В ходе проверки МВД, которая проводилась с начала прошлого года, выяснилось, что примерно четверть всех фотоматериалов с камер в стране не может быть использована для вынесения постановлений, отмечает РБК. В то же время за первые полгода с помощью камер было вынесено более 51 млн постановлений о нарушениях правил дорожного движения.