Двукратное падение долларовой выручки от использования номерного фонда — такой неутешительный итог годовой деятельности московских гостиниц подводят сегодня аналитики. Впрочем, жизнь редко бывает одноцветной, и в гостиничном сегменте на общем мрачноватом фоне все-таки есть светлые пятна.

То, что из-за кризиса Москва недосчитается огромного числа визитеров, было ясно и без всяких экспертов. Они только подсчитали финальную недостачу: иностранцев в российскую столицу приехало на 15% меньше, чем в прошлом году, средний уровень загрузки в 5-звездочных отелях снизился на 18%, а в 3-звездочных — на все 30. Самыми устойчивыми оказались гостиницы категории 4 звезды, потерявшие только 8% клиентов.

В погоне за постояльцами гостиницы снижали цены: падение ставок составило от 34 до 40% в долларах и от 14 до 24% в рублях. Естественно, что и средний доход с каждого номера заметно упал.

А теперь — о приятном для потенциальных инвесторов. Во-первых, еще весной-летом разница между доходом 2008 и 2009 года была двух, а то и трехкратной – естественно, в пользу 2008 года, то к ноябрю-декабрю показатели заметно подровнялись, хотя, конечно, не до конца. Как уверяют профессионалы, I квартал наступившего года еще будет крайне тяжелым, но потом должен начаться рост доходов – в пределах 5–8%. Во-вторых, даже несмотря на кризис в столице было введено в строй 8 новых отелей, из которых только 1 — 5-звездочный. Поэтому, в-третьих, кризис — прекрасный момент для активизации строительства гостиниц категории 3 звезды, которых так отчаянно не хватает Москве. Наконец, в-четвертых, у непрофильных игроков появилась возможность с меньшими затратами зайти на долгий с точки зрения окупаемости и непростой с точки зрения управления, но все-таки привлекательный в долгосрочной перспективе гостиничный рынок.