Тверской суд столицы выдал санкцию на заочный арест обозревателя «Росбалта» Александра Шварева. Российский миллиардер Алишер Усманов обвинил его в клевете, а казахский миллиардер Кенес Ракишев — в вымогательстве 50 тысяч долларов. Оба в свое время фигурировали в журналистских расследованиях по громким делам. Свою вину Шварев отрицает, а преследование считает заказным.

Уголовное дело против репортера появилось на свет еще в конце прошлого года. Оно было возбуждено по ч. 1 ст. 128.1 УК РФ (клевета) 19 декабря 2018 года Управлением отдела дознания МВД России по Москве по заявлению Алишера Усманова. Он решил, что Шварев причастен к публикациям о воре в законе Захаре Калашове (Шакро Молодой), в которых упоминалось его имя. Они были размещены не в «Росбалте», а на нескольких других интернет-ресурсах в июле-октябре 2018 года. Долгое время журналист проходил по делу как свидетель, пока в сентябре дело не перекочевало в Главное следственное управление МВД по Москве. Это было связано с тем, что в отделе дознания оно могло находиться не более полугода.

Возглавить расследование поручили подполковнику юстиции Петру Тапилину, участвовавшему в громком деле Шакро Молодого, осужденного на десять лет и восемь месяцев колонии за вымогательство у хозяйки ресторана Elements на Рочдельской улице в Москве Жанны Ким.

Заявления по доверенности

В начале ноября 2019 года в деле Шварева появился и второй заявитель — упоминавшийся СМИ в деле о перестрелке на Рочдельской казахский миллиардер Кенес Ракишев. Как и в случае с Алишером Усмановым, сам лично он в полицию не поехал. И если первый делегировал подать заявление по доверенности юриста Николая Крылова, то второй поручил эту миссию адвокату Максимилиану Гришину.

Последний сообщил, что 5 октября 2018 года представитель пресс-службы Кенеса Ракишева обнаружил на сайте «Русский криминал» информацию, порочащую бизнесмена. Сотрудник пресс-службы отправил электронное письмо с требованием удалить данные сведения, а в ответ якобы получил послание с предложением заплатить 40 тысяч долларов за удаление и блокировку сведений «на год» или же 50 тысяч долларов (3 млн 310 тысяч рублей в рублевом эквиваленте) за удаление всей информации о Ракишеве, в том числе из раздела «Досье».

«Также в ответе были высказаны угрозы, что в случае неперечисления денежных средств редакция продолжит публиковать недостоверные, порочащие честь и достоинство Ракишева сведения», — говорится в протоколе допроса Гришина, копия которого имеется в распоряжении Business FM. И хотя Ракишев воспринял сказанные в письме слова «серьезно», однако платить не стал. Негативные публикации о нем продолжились. Последняя статья вышла 16 октября 2019 года, говорится в материалах дела.

Первого ноября 2019 года Главное следственное управление МВД по Москве возбудило уголовное дело. Его фигурантами стали двое: 43-летний обозреватель «Росбалта» Александр Шварев и 35-летний житель Екатеринбурга Алишер Абдуллаев. Последний, по версии следствия, вместе со Шваревым и «неустановленными лицами» занимался распространением клеветнических сведений об Усманове, а также якобы требовал деньги у Ракишева.

Поскольку Шварев еще после обысков у него в апреле 2019 года уехал в Латвию, а Абдуллаев, по данным МВД, в настоящее время находится в США, обвинение обоим предъявили заочно. Им инкриминировали клевету (ст. 128. 1 УК РФ), а также вымогательство (ч. 3 ст. 163 УК РФ) и объявили в международный розыск. Кстати, сам Шварев знакомство с Абдуллаевым отрицает и считает, что за желанием его посадить стоит Алишер Усманов.

Александр Шварев обозреватель «Росбалта» «Изначально ситуация со мной была предельно понятна, информацию мне подтвердили мои источники в правоохранительных органах. Они с самого начала, когда только провели обыски, мне говорили: «Старик, есть четкая отмашка от Усманова тебя закрыть, закатать в асфальт».

По словам журналиста, из статьи «клевета», которая не предусматривает избрание какой-либо меры пресечения, сотрудники полиции «выжали все, что могли», даже объявили его в федеральный розыск. Однако она была недостаточна для того, чтобы ставить вопрос об аресте, и тогда появилось заявление Ракишева о вымогательстве, «основанное лишь на оперативных справках».

Журналист отмечает небывалую расторопность правоохранителей, которые в день подачи заявления возбудили уголовное дело, предъявили заочное обвинение, а уже на следующий день (а Абдуллаева в тот же день, 1 ноября. — Business FM) объявили его в розыск.

«Я такой скорости работы нашей правоохранительной системы не припомню вообще. Вот все говорят, что они медленные какие-то — заявления рассматривают годами, тянут, не задерживают насильников и педофилов. Вот оказывается, что все это не так, они очень быстро, когда надо, работают».

Вечером 11 ноября Тверской суд Москвы удовлетворил ходатайство о заочном аресте журналиста. Мера пресечения начнет действовать с момента его задержания или экстрадиции на территорию России. Сам Шварев возвращаться в Россию пока не собирается. «С помощью данного уголовного дела со мной сводят счеты за публикации о причастности Усманова и Ракишева к делу о перестрелке на Рочдельской и последовавшей за ней даче взяток сотрудникам СКР», — прокомментировал Business FM решение суда Александр Шварев.

Его адвокаты Игорь Бушманов и Владимир Жеребенков назвали решение суда неправосудным. Они намерены обжаловать его в Мосгорсуде.

Вместо пресс-службы офис юридической фирмы?

По словам Игоря Бушманова, суд принял решение, не проверив данные о причастности журналиста к совершению особо тяжкого преступления. «В представленных материалах вообще не было ни одного документа, в котором бы Шварев фигурировал как участвовавший в вымогательстве человек, — сказал защитник. — Сами заявители не были допрошены. А показания представителя Ракишева Гришина вызывают сомнения, так как по указанному им адресу пресс-службы Ракишева находится офис украинской юридической компании «Ильяшов и партнеры», в котором, по данным из открытых источников, работает сам Гришин. Это говорит о фальсификации».

Адвокат отметил, что следствие не вызывало ни Шварева, ни его адвокатов для участия в следственных действиях, а поэтому незаконно объявило журналиста в розыск. «Однако суд не проверил ни один из доводов защиты. Здесь явно использовались процессуальные возможности суда, чтобы воспрепятствовать законной деятельности журналиста и продолжить его уголовное преследование», — полагает он. Защитник отметил, что также поражен скоростью возбуждения дела по событиям годичной давности.

«Такого за 25 лет работы я не встречал, что свидетельствует о наличии признаков заказного преследования», — считает Бушманов. Он также намерен подать жалобу в прокуратуру на действия следствия.

В свою очередь пресс-секретарь Алишера Усманова Григорий Левченко заявил Business FM, что позиция бизнесмена неизменна: решение суда и следственные действия он не комментирует. В то же время Левченко назвал «неприемлемыми заявления Шварева о том, что на него кто-то «охотился». «Защита чести и достоинства гарантирована конституцией, и если дело и было чем-то продиктовано, то только здравым смыслом и законами РФ», — сказал пресс-секретарь.

8 ноября в издании «Росбалт» вышла статья, в которой Александр Шварев описал, как за ним «охотились» Алишер Усманов и его деловой партнер, депутат Госдумы Андрей Скоч.

Вечером 11 ноября Тверской суд также вынес решение о заочном аресте второго фигуранта дела — Алишера Абдуллаева.