Ресторанная еда вместо бутербродов: Минкульт предложил организовать стационарные кафе в музеях и театрах
Как к этой инициативе отнеслись деятели искусства и игроки рынка? Ресторатор Павел Костеренко считает, что «это вообще невыгодная история»
Читать на полной версииМинкульт выступил за организацию стационарных кафе в театрах и музеях. Для этого ведомство просит разрешить сдавать бизнесменам помещения в учреждениях культуры на долгосрочной основе, чтобы предоставить посетителям широкий ассортимент блюд.
Зернистая икра в серебряных ведерках, аршинные стерляди, коньяк из подвалов Людовика XIV, руанские утки и красные куропатки — это лишь некоторые позиции меню существовавшего до революции ресторана «Эрмитаж». Он знаменит еще и тем, что именно там Люсьен Оливье изобрел свой знаменитый салат. Сейчас в историческом здании располагается театр «Школа современной пьесы», и неудивительно, что его создатель и художественный руководитель Иосиф Райхельгауз приветствует идею открытия в театрах настоящих кафе и ресторанов.
Иосиф Райхельгауз создатель и художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» «Было бы прекрасно, если бы зрители до спектакля собирались в кафе, а после спектакля оставались и говорили о спектакле. Было бы очень хорошо, если бы там были недорогие, но уникальные, скажем так, блюда. Хорошо бы, чтобы артисты, сыграв спектакль, могли туда спуститься, и зрители могли с кем-то из них поговорить или попросить автограф. Есть театры, где понятно, что просто быстренько нарезается хлеб, чем-то смазывается, и дерутся огромные деньги, потому что зрители иногда приходят голодными после работы, им некуда деться, они вынуждены за это платить. Культура еды и уровень блюд должны быть не ниже уровня театров».
О том, чтобы упростить открытие кафе в театрах и музеях, Минкульт говорил еще летом. Ведомство разработало законопроект, по которому учреждения культуры могут заключать контракты с рестораторами без проведения конкурса и сами устанавливать цену аренды, более привлекательную для арендатора.
Сейчас независимый оценщик определяет рыночную ставку, и зачастую она невыгодна. Но появилось еще одно препятствие — арендовать неизолированные помещения более чем на 11 месяцев нельзя, а надеяться на постоянное продление договора бизнесмены не хотят — может смениться дирекция и отказать. Или повысить ставки. Вот и просит Минкульт дать возможность заключать долгосрочные соглашения. Однако открывать в театре постоянную точку коммерчески невыгодно, говорит ресторатор, основатель Local Band Group Павел Костеренко.
Павел Костеренко ресторатор, основатель Local Band Group «Театры — это сезонный момент. Как правило, они не имеют своего оборудования, кухни, они заказывают кейтеринг непосредственно на выступление или премьеру какую-то. Соответственно, коммерческие организации выезжают, продают втридорога сосиски в тесте или бутерброды с колбасой, дешевое шампанское. Театр не сможет содержать собственное кафе, потому что у него есть сезон, гастроли и все остальное. Для предпринимателей закрытое пространство, куда не может попасть человек с улицы, — это вообще невыгодная история, даже если будет бесплатная аренда».
В Европе кафе или ресторан в учреждениях культуры явление совершенно обычное. Например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне можно не только перекусить и выпить кофе, но и полноценно пообедать. В России же даже правильная инициатива натыкается на стену бюрократии, и положительная резолюция на бумаге не гарантирует, что идея воплотится в жизнь. Ситуацию комментирует директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
В соцсетях шутят: если в ресторане будет слишком вкусно, то зрители после антракта могут не вернуться в зал. Оппоненты парируют: если спектакль неинтересен, зритель уйдет и так, а если хорош, то никакая «материальная» пища не заменит духовную.