Профсоюз «Учитель» просит отменить в учебном году 2020-2021 всероссйиские проверочные работы (ВПР) и основной государственный экзамен (ОГЭ), а также разрешить школам изменять и сокращать учебные планы. Эти предложения содержатся в письме, направленном в Минпросвещения.

В обращении говорится, в условиях онлайн-обучения учителя и родители живут в ситуации крайнего напряжения, а Минпросвещения РФ и региональные министерства «делают вид, что ничего не происходит».

Члены профсоюза предлагают признать, что российское образование не готово к переходу на дистанционное обучение в массовом порядке. Ситуация усугубляется дефицитом кадров и высокой нагрузкой работающих педагогов. Дополнительной проблемой является отсутствие во многих семьях условий для обучения детей дома.

Business FM узнала у педагогов, почему профсоюз пошел на такой шаг, и что думают об этом учителя. Вот что говорит преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» «Инициатива родилась потому, что по всем регионам то, как у нас сейчас организован дистант или не дистант — во многих регионах его еще нет — эта ситуация все равно ненормальная. А органы управления образованием, прежде всего Министерство просвещения, никаких внятных четких разъяснений на будущее не дает. Говорить о том, что сейчас учителя, школа дают такое же знание на дистанте, как это было до его введения, это очковтирательство. Те предложения, которые мы сделали, просто призывают признать реальность. Сейчас нельзя проводить весной ВПР, потому что у нас с октября идет необычное школьное обучение. Нельзя проводить обычные экзамены после девятого класса. Я предвижу, что где-то с зимы пойдет массовый уход из школы учителей, если ничего не изменится».

Ситуация сейчас действительно напряженная, но это не повод отменять контроль знания учащихся, считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Евгений Ямбург заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор московского центра образования № 109 «Понятно, что ситуация напряженная, но ведь другого не дано, приходится работать дистанционно. Учителя научились с этим справляться. Это не значит, что это просто. Но это никак не отменяет таких вещей, как контроль за знаниями учащихся. В прошлом учебном году одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ не хуже, а даже лучше, чем это было в предыдущие годы. Я не фанат дистанционного обучения. Понятно, что живого учителя никто не заменит. Паниковать не надо. Не думаю, что инициатива будет где-то поддержана. Хотя как бывший член профсоюза могу понять этих учителей».

Учитель лицея «Вторая школа» Владимир Лиознер поддерживает инициативу профсоюза.

— Я думаю, что эти предложения очень своевременны, и министерству их нужно внимательно изучить, потому что проблема действительно очень актуальна. Не у всех учеников есть возможность в нужном объеме изучать предмет в процессе дистанционного обучения, поэтому не у всех равные возможности получать образование. В связи с этим, считаю, что можно вполне отказаться от таких форм, как всероссийские проверочные работы, вместо ОГЭ выставить годовые оценки. Что касается ЕГЭ, то проводить только для тех, кто желает продолжить обучение, получать высшее образование.

— Какова вероятность, что действительно пойдут навстречу и это будет реализовано?

— Вероятность, к сожалению, небольшая. Что касается ОГЭ, то, возможно, здравый смысл возобладает, и, как в прошлом учебном году, вместо ОГЭ выставили годовые оценки. Что касается ЕГЭ, то, скорее всего, оставят эту форму проверки.

Более 55% учащихся российских школ находятся на очном обучении. Об этом заявил первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко. По его словам, на сегодняшний день всего лишь 0,07% от всего количества школ находятся на карантине, это 26 школ в 12 регионах.

В то же время в ситуационном центре Минпросвещения сообщили «Известиям», что более 70% российских школ продолжают работу в очном формате. При этом в большинстве остальных школ применяется смешанный формат.