Весной на заброшенной птицефабрике в Новгородской области обнаружили незаконную майнинг-ферму. Тогда «Россетти» оценили ущерб в 118 млн рублей. Это одна из крупнейших «черных» майнинговых ферм. Найти ее удалось при проверке приборов учета электроэнергии после резкого роста потребления электричества.

Похожие находки были и в Липецке, в Калмыкии, Чечне и других регионах России. Общий ущерб за последние три года оценивается более чем в 718 млн рублей. И теперь из-за резкого скачка курса биткоина «черные» майнеры могут активизироваться, из-за чего есть риск перегрузки отдельных сетевых объектов, предупреждает компания. Возможны ли из-за этого сбои? Комментирует заслуженный энергетик Минэнерго, экс-сенатор Совета Федерации РФ Виктор Рогоцкий.

Виктор Рогоцкий заслуженный энергетик Минэнерго, экс-сенатор Совета Федерации РФ «Идет неучтенное воровское потребление огромного количества электроэнергии. Вот здесь беда, опосредованно идет ненадежность сетей, теряются большие деньги. Они должны пройти идентификационную проверку, модернизацию и так далее. Самое главное, что деньги идут мимо ресурсоснабжающих организаций, в том числе сетей. Это главное в этом вопросе. Перегрузки в некоторых узлах могут возникнуть — в этом нет сомнения, ведь тот, кто майнит, не понимает, ему лишь бы найти какой-то заброшенный гараж или помещение, навключать туда нагрузки. Мне кажется, в этом проблема, не столько в перегрузке, сколько в безучетном потреблении электроэнергии».

Мощность сети биткоин заметно выросла, и для майнинга требуется все более сложное оборудование. Поэтому время «черных» майнеров подходит к концу — по крайней мере тех, кто специализируются на биткоине, считает блокчейн-консультант и исследователь криптовалют, региональный представитель Lisk в России Денис Смирнов.

Денис Смирнов блокчейн-консультант и исследователь криптовалют, региональный представитель Lisk в России «Говорить про черный майнинг как таковой с точки зрения биткоина достаточно сложно, потому что домашний майнинг в целом — это давным-давно уже неактуальная история. Сейчас майнеры, конкретно в контексте биткоина, это крупные корпорации, которым достаточно сложно спрятаться и втемную забирать эту электроэнергию. Они, как правило, очень сильно заметны на рынке. В принципе, эта история была актуальна в 2017 году, когда можно было так подключаться. Насколько я помню, действительно был определенный ущерб. Но за три года мощность сети выросла настолько, что поставить себе майнинг-ферму в подвале и за счет нее обеспечить себя полноценным доходом — достаточно сложная история».

«Россети» борются с незаконным потреблением со стороны таких майнинг-ферм и в случае обнаружения передают материалы в правоохранительные органы. В результате возбуждают уголовные дела по статьям с реальными сроками лишения свободы. Даже при многократном росте курса это несоизмеримые риски.