Биржевые цены на российское топливо обновили двухлетний максимум. Стоимость бензина Аи-92, который в конце декабря продавали по 47 тысяч рублей за тонну, сейчас составляет 53 тысячи рублей. Бензин Аи-95 вырос почти на 10% — тонна стоит 53,5 тысячи рублей. При этом рост продолжается: за день обе марки прибавили еще около 2%.

Подорожание эксперты связывают с праздниками: за время каникул на бирже мировые цены на нефть выросли на 10%. Но есть и другие причины. Комментирует управляющий партнер компании Petroleum Trading Максим Дьяченко.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании Petroleum Trading «Рост действительно оказался несколько неожиданным. Наложилось сразу несколько факторов. У нас были длинные праздники, в это время мировой рынок работал, и из-за холодной зимы резко повысился спрос на нефтепродукты в Европе. И в принципе повысился спрос на нефтепродукты внутри России, потому что многие люди никуда не поехали отдыхать, туризм был внутренний, на автомобилях. По разным данным, которые публикуют банки о расходах на АЗС, где-то на 10% они даже увеличились к прошлому году. Производители, я так понимаю, планировали снижение либо стагнацию, и оказалось, что спрос выше, чем запланированное производство. После праздников этот спрос резко пришел на биржу. Помимо этого, с 1 января у нас увеличился акциз и снизилась экспортная пошлина. Это привело к тому, что экспортная альтернатива, то есть цена, по которой можно продать бензин на европейские рынки, оказалась сразу на 10% выше внутрироссийской цены. Кроме того, что цена выросла, еще и возник резкий спрос оттуда. Возникла конкуренция, и не было планов, НПЗ не были загружены достаточным образом, производство оказалось ниже, чем планировалось и чем было в 2020 году, а спрос выше. Это очень резко произошло. И так как запасов на местах не так уж много, все потребители бросились покупать на бирже, поэтому цены растут, они продолжают и сейчас расти. Сегодня рост не такой большой, но тем не менее он продолжается. Если цены останутся такими же высокими, то у независимых АЗС (их порядка 60% по количеству в стране и 40% по реализации) не останется другого выхода, кроме как повысить цену на заправках».

Запасы бензина на российских НПЗ снизились на 27%, до минимального уровня за шесть лет. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подтвердил, что сейчас товарные остатки у нефтяных компаний находятся на критическом уровне. При этом Минэнерго утверждает, что поставки топлива на АЗС идут в «стабильном режиме». Однако министерство уже рекомендовало нефтяникам нарастить запасы.

Почему сократились запасы и ждать ли дальнейшего повышения цен на топливо? Мнение вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева.

Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «В связи с текущей налоговой и фискальной политикой государства мы как в прошлом году в апреле — мае не видели очень низких цен, несмотря на то что биржевые цены сильно падали вниз, так и тогда, когда цены сильно уходят вверх, мы не увидим каких-то сильных изменений. Все эти дифференциалы, весь этот рост — это нагрузка на топливообеспечивающую инфраструктуру, это нагрузка на сети АЗС, рентабельность продаж которых снижается до нуля и иногда уходит в минус. Поэтому да, пиковые нагрузки, точки значения достигнуты, но, по сути дела, на экономике всей страны, за исключением топливообеспечивающей инфраструктуры, это не скажется».

Ранее вице-премьер Александр Новак заявил, что рост розничных цен на бензин в 2021 году останется в пределах инфляции.