В ходе своего выступления Владимир Путин заявил, что в России нельзя допустить ситуаций, которые сегодня можно наблюдать в школах США и некоторых стран Европы. Когда уровень детей мигрантов в них достигает определенного процента, местные жители забирают оттуда своих детей. В результате образуются школы, которые на 100% укомплектованы детьми мигрантов.

Путин оговорился, что конкретных рецептов, как не допустить этого, у него нет. Первое, что приходит в голову, — квоты. А как еще регулировать число детей мигрантов? Но квоты не выход, заявил Business FM еще один участник того же совещания, глава Федерального агентства по делам национальностей РФ Игорь Баринов. А что выход — не сказал:

Игорь Баринов глава Федерального агентства по делам национальностей РФ «Тут, наверное, нельзя как-то жестко квотировать. Надо найти те механизмы, которые бы, с одной стороны, устранили бы ту проблему, о которой в своем выступлении говорит президент. С другой стороны, позволили бы дисперсно распределять по нашим учебным заведениям детей иностранных граждан, работающих в нашей стране».

После этого выступления президента по соцсетям стала расходиться фотография списка детей, зачисленных в 2016 году в 1 «В» класс одной из школ в Котельниках. Оперативно подтвердить подлинность фото не представляется возможным, но тот факт, что из 28 фамилий в списках из общего ряда явно выделяются только Дорошева и Волков, никого в комментариях особо не удивил, удивило пользователей скорее то, что имя у первоклассника Волкова — Богдат.

Депутат городского управления депутатов города Котельники Анна Пахомова очень рада, что существующую проблему признали и о ней начали говорить. По ее мнению, проблему, а точнее, проблемы можно решить:

Анна Пахомова депутат городского управления депутатов города Котельники «Есть проблемы социального характера. Родители детей, которые выросли в России, русскоговорящие дети начинают бояться, пугаться. Бывает такое, что школа не может решить эту проблему. В класс записалось 20 человек с не родным русским языком, что делать учителю? Какое-то количество русскоговорящих добавлять? Понятно, что русскоговорящие родители соответствующе к этому отнесутся: что это за класс и как в нем работать? Это все решается в индивидуальном порядке на местах, механизм есть, главное — желание. Школе нужно дать определенные полномочия: разбивать классы, может быть, брать меньшее количество детей. Мое мнение, что если, действительно, слишком много таких детей, да, наверное, их надо объединять в один класс и с этим классом определенным образом более углубленно работать».

Однако это предложение по своей сути ровно противоположно тому, о чем говорил президент. Учитель русского языка и права, член совета межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что для эффективной работы по адаптации детей мигрантов нужны прежде всего деньги. Причем адаптировать к языку и культуре, по его словам, часто нужно не только детей мигрантов, но и детей граждан России.

Всеволод Луховицкий учитель русского языка и права, член совета межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Вопрос в том, чтобы государство выделило достаточные средства для того, чтобы учителя могли заниматься, получая за это нормальную доплату. Заниматься и проводить занятия с этими детьми дополнительно не за счет своего личного времени, не бесплатно, а заниматься точно так же, как это может требоваться детям граждан России, которые тоже далеко не идеально знают русский язык да и другие предметы».

И еще одна важная деталь для понимания масштаба: на том же совещании тот же глава Федерального агентства по делам национальностей России Игорь Баринов
доложил президенту, что значительная часть детей мигрантов в России в школы просто не ходят. И даже там не числятся.