Эксперту по дайвинг-туризму Веронике Бирман понадобилось срочно снять квартиру в Москве. Решила, как обычно, бронировать на Booking. Столица на майские обычно заполнена, но иногда появляются новые варианты, и Веронике попался подходящий — 34 тысячи рублей за 17 ночей. Было указано, что до заезда оплата не требуется, но объект размещения имеет право заранее зарезервировать депозит на эту сумму и он же обрабатывает все платежи.

Booking подтвердил бронирование, однако указанный телефон был недоступен. Но с Вероникой очень быстро связались по WhatsApp. Обговорив детали, девушке предложили внести депозит через Booking.

«Они прислали мне ссылку. Она выглядела странно — booking.me, причем если присмотреться, то там понятно, что вместо буквы i буква l. Но меня не очень это смутило. На мой взгляд, нормально для сайта иметь некое другое зеркало для оплат, почему бы нет? Во-вторых, я забронировала на официальном Вooking.com, и даже если бы они прислали мне ссылку на, не знаю, «Апартаментысолнышко.ру», меня бы это не смутило, так делают многие российские отели, у них свои ссылки на оплаты, почему бы нет? Я перешла по этой ссылке. Сайт полностью копировал сам Вooking.com И даже работали все пункты меню. Выглядело все очень солидно. Там необходимо было оставить данные карты, и когда я ввела СМС-код, с меня списалась сумма. Смутило то, что сайт выдал ошибку с просьбой ввести СМС-код еще раз, но не тот же, а пришел новый СМС-код. Для меня стало очевидно, что если я введу новый СМС-код, то сумма спишется еще раз. Я поняла, что, похоже, я имею дело с мошенниками».

Вероника заблокировала карту, связалась с полицией и подала заявление на оспаривание платежа в банк. Через пару часов мошенники сказали, что им пришло уведомление о возврате и Веронике нужно заполнить заявление, указав данные карты, и деньги вернутся. Этого делать она уже не стала. А на следующий день позвонил Booking, сообщив, что объект отказал ей в бронировании. После чего мошенники заблокировали Веронику в WhatsApp. По ее словам, в ОВД «Марьина Роща» ей сказали, что только к ним в отделение каждый день приходит три-пять таких заявлений на Booking.

Есть несколько признаков, указывающих на мошенничество, особенно если они в совокупности, говорит независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский:

Яков Гродзенский независимый эксперт по информационной безопасности «Если вы нашли какой-то интересный, сильно отличающийся по цене объект, посмотрите его на других сайтах. Должно насторожить в случае, если объект новый, ни одного отзыва и только на Booking [он] и присутствует. Во-вторых, неработающий номер телефона. Можно проверять, в принципе, наличие сайта у данного объекта, работающий ли сайт, номер телефона работает или нет и так далее. Кроме того, опять же, непоследовательность: было написано, что оплата до заезда не требуется, с другой стороны — написано, что объект размещения может заранее зарезервировать сумму. Следующее — это ссылка, которая ведет на какой-то посторонний сайт».

По возможности надо выбирать варианты, чтобы не вносить оплату до заезда. Теперь Вероника надеется, что Booking все-таки вернет деньги, потому что бронирование было оформлено на сервисе. Она ждет окончания праздников, чтобы заняться формальностями.

Если Booking и выплатит компенсацию, то это будет жест доброй воли, поскольку деньги были перечислены не сервису, а третьим лицам, говорит адвокат Сурен Аванесян, но о подобной щедрости агрегаторов раньше он не слышал:

Сурен Аванесян адвокат «Я сомневаюсь, что Booking возьмет на себя ответственность за эти риски, потому что, конечно, репутационные потери могут быть и, возможно, в статистику попадут по подобного рода делам, но перспективы достаточно призрачные. Теперь относительно самого механизма. Здесь есть в системе безопасности какая-то дырка либо в самом Booking, либо у принимающей стороны. Где-то им поступает информация о брони с Booking и данные конкретного лица с его контактными данными. Возможно, утечка происходит там. Должны все-таки разбираться правоохранители. Очень многие агрегаторы просто переполнены всякими мошенниками».

Вернуть деньги при помощи чарджбэка тоже вряд ли удастся, поскольку перевод был с карты на карту. Вероника написала о произошедшем на своей странице в Facebook, и в комментариях люди делились похожими историями не только на Booking, но и на других сервисах, включая Airbnb и «Авито».

Радиостанция Business FM направила запрос компании Booking, на момент публикации материала ответа редакция не получила.