Аналитики Honor провели масштабное исследование об использовании студентами ноутбуков при обучении в дистанционном формате и о влиянии удаленки на успеваемость. Об этом пишет портал «Код Дурова».

В исследовании принимали участие 500 учащихся вузов в возрасте от 17 до 24 лет. 84% опрошенных подключаются к лекциям и семинарам в основном в спальне. На втором месте у девушек кухня (43%), у юношей — кабинет (40%). 61% студентов признались, что не раз выходили на связь из нестандартных мест: во время поездки на транспорте или в машине или прямо на улице. Многие совмещают удаленное обучение и работу.

Кроме того, 71% опрошенных отметили, что сдавать экзамены дистанционно легче. Четверть студентов улучшили успеваемость. Две трети признались, что иногда создавали видимость участия в занятиях, а некоторые даже спали во время лекций. Самым серьезным отвлекающим от обучения фактором участники назвали социальные сети.

Business FM спросила студентов, какие плюсы и минусы у дистанта и что необычного было в таком обучении у них. Вот что говорит студентка третьего курса МГУ Полина.

— Я выбрала кафедру телерадиовещания, и у нас проводятся практические занятия в студии. Но из-за дистанционки мы не можем получить профессиональные навыки. Что касается именно плюсов дистанционки, например, я могу совмещать учебу с работой, и многие преподаватели относятся к этому с пониманием. Я сама действительно могла подключаться на пары в метро, на работе, но я делала это очень аккуратно, потому что понимала, что для преподавателя это тоже дискомфорт. Также для некоторых преподавателей дискомфорт, что многие подключаются без камеры, они все-таки хотят видеть заинтересованные лица, поэтому, даже когда я была в метро, все равно подключалась с камерой.

— А бывало ли такое, что кто-то создавал видимость присутствия — включил сессию и ушел заниматься своими делами?

— У нас было такое, это очень легко проверить, например, когда происходит какой-нибудь внеплановый опрос на лекции и начинают опрашивать каких-то конкретных студентов, называть по фамилиям, у них есть значок, что они присутствуют в конференции, но они молчат, даже не включают микрофон. Еще из таких казусов я помню, когда один парень забыл выключить камеру и пошел в душ, мы ему начали писать в общей конференции, его «тегать», чтобы он поскорее выключил камеру, мне кажется, ему было немного дискомфортно.

Студентам, которые работают, с дистанционкой, конечно, проще, говорит студент Высшей школы экономики Дмитрий.

«Я не могу сказать, что у меня как-то сильно усложнился процесс обучения или получения знаний, потому что у меня гуманитарный предмет, я учусь на журналиста, и поэтому не требуется мое присутствие на лабораторных, как, например, у физиков или у химиков. Из минусов, наверное, процесс социализации, то есть меньшее количество времени, проводимого с однокурсниками, одногруппниками, и меньше личных контактов с преподавателями. Наверное, за год дистанционки самое неожиданное место, где я подключался, было после тренировки, пришлось прямо на поле подключиться в полной форме, преподаватель был слегка удивлен. И экзамен один раз приходилось так же сдавать, в полевых условиях, но сдал хорошо. На лекциях, поскольку ты не включен в процесс именно в плане ответов или еще чего-то, конечно, есть больше желания отвлечься. Например, я что-то могу смотреть параллельно, если я дома, или поиграть в приставку. На семинарах, конечно, такого не происходит».

Подключаться к паре из метро или машины — обычное дело, рассказывает студентка Высшей школы экономики Дарья.

«Для меня удаленная учеба удобна и комфортна, поскольку не тратится время на дорогу, на какую-то организацию учебного процесса: ты подключился, сосредоточился и занимаешься. Если пара, на которой я не буду отвечать, я могу и на телефоне послушать. Если какая-то суперсерьезная пара, то берешь ноутбук и подключаешься. Я с работы подключаюсь постоянно. Да, наверное, все подключаются из метро или из машины. Я помню, несколько раз отвечали одногруппники за рулем».

Все это дистанционное обучение — это палка о двух концах, считает студент МГУ Георгий.

«С одной стороны, и правда появляется гораздо больше свободного времени и можно даже уехать куда-нибудь в другое место и выходить на лекции, на семинары из леса, где поют птицы, где свежий воздух. Я ездил на дачу и оттуда выходил. Один наш преподаватель еще в консерватории работает, и у него очень неудобно совпадали наши семинары с очными встречами в консерватории, поэтому он выходил в ближайший парк и оттуда включался, это было очень атмосферно, были запоминающиеся семинары. Но, с другой стороны, конечно, не все преподаватели были готовы проводить занятия так же продуктивно, как в аудитории».

Онлайн-формат обучения затронул микроклимат в семьях. У пятой части опрошенных ухудшились отношения с близкими. Примерно столько же, наоборот, их улучшили. У остальных ничего не изменилось.