Езду на электросамокатах опять призвали вписать в рамки закона
Повесить номера, внести в ПДД и ограничить скорость — СПЧ предлагает вернуться к поправкам Минтранса об электросамокатах, которые два года назад отправили на доработку. Каков опыт Европы в урегулировании данной проблемы?
Читать на полной версииСовет по правам человека призвал вспомнить старые поправки Минтранса об электросамокатах. Два года назад их отправили на доработку. Внося ограничения, важно не навредить бизнесу, отметил в беседе с Business FM глава СПЧ Валерий Фадеев. Кикшеринг считает, что нынешних ограничений достаточно. Однако, если взглянуть на Европу, можно сказать, что в России езда на электросамокатах никак не регулируется.
В СПЧ не предложили ничего кардинально нового — скорее призвали экспертов, власти и бизнес сесть и подискутировать. И отдельная статья в ПДД о самокатах, и ограничение скорости до 20 километров в час, и обязательные номера, и множество других ограничений предлагал Минтранс еще в 2019 году, когда мода на электросамокаты только начиналась. Были там идеи и по запрету самокатов в пешеходных зонах, и по новым дорожным знакам. Ни к чему в итоге это предложение не привело — документ так и застрял на доработках.
Сейчас стоит к тем идеям вернуться, считают в СПЧ, но главное — не перегнуть палку. Эти правила уместны для мощных частных самокатов, потому как все кикшеринговые и так отслеживаются, у них есть номера, а при езде в парках система блокирует возможность разогнаться более 15 километров в час. Но введение такой скорости повсеместно убьет бизнес, считает представитель кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик.
Юлия Камойлик представитель кикшеринга Whoosh «У компании Whoosh в России парк в 30 тысяч самокатов. Все эти самокаты оснащены маломощными моторами, и все ограничены по скорости 25 километрами в час. Для того чтобы самокат кикшеринга оставался транспортом, использовался для перемещения на небольшие расстояния по городу вместо автомобиля и был полезен, он должен ехать в среднем до 20-25 километров в час. Скорость 15 километров в час — массовая, везде — транспортный сценарий для самоката выключит».
Пока ограничение в 15 километров в час действует в некоторых парковых зонах Москвы — при заезде на территорию самокат плавно снижает скорость. Такие правила работают в парках ВДНХ, «Сокольники», в парке Горького, а также в Театральном проезде и на Большой Лубянке. Мосгордума, которая все это предлагала, вносила целый пакет поправок: ограничить скорость еще больше для тех, кто берет самокат в первый раз; оснастить технику габаритными огнями; запретить вставать на один самокат вдвоем, создать черный список клиентов кикшеринга. Вкупе с поправками Минтранса все это может дать нужный эффект, считает автоюрист Илья Афанасьев:
Илья Афанасьев автоюрист «Данную сферу, которая является пробелом в ПДД, давным-давно пора зарегулировать с учетом всех тех негативных проявлений, которые мы видим: выезд на проезжую часть, опережение скорости движения потока, отсутствие средств защиты, управление в том числе в нетрезвом виде. Электросамокат, находящийся на проезжей части либо на тротуаре, — это транспортное средство, это не пешеход. Человек, который управляет электросамокатом, развивающим скорость 30 километров в час и более, должен иметь права, потому что, простите на секундочку, у людей, управляющих тем же гусеничным трактором, например, тоже есть водительские удостоверения».
Зато за рубежом с владельцами электросамокатов особо не церемонятся. В Греции обязателен шлем; в Польше нельзя обгонять пешеходов, если едешь по тротуару; в Австрии на тротуар вообще заезжать нельзя, зато можно немного выпить. В Италии нельзя по тротуару, на дороге — не быстрее 25 километров в час, ночью обязательны жилет и фары. Во Франции за выезд на тротуар — штраф 135 евро, зато шлем не обязателен. Но перекладывать все эти нормы на Россию пока преждевременно, считает организатор движения городских самокатов Letʼs kick Александр Нилов:
Александр Нилов организатор движения городских самокатов Letʼs kick «Первое — это прекрасная велоинфраструктура в большинстве городов Европы: вы можете передвигаться по городу, не кататься для собственного удовольствия, а использовать велосипед или электросамокат как транспорт в большом количестве городов. Там инфраструктура есть, а у нас даже в Москве ее нет. И второй момент: разрешенная скорость движения автомобилей в городах Европы — 50 километров в час. Никакого нештрафуемого порога нет. Понятное дело, что в этой ситуации велосипедист или самокатчик чувствует себя гораздо безопаснее [на проезжей части]. А у нас в городе фактически разрешена скорость 80 километров в час».
Сейчас же в отношении электросамокатов в России царит неопределенность. Возбуждаются дела против лихачей или за пьяное вождение на самокатах — инспекторы ГИБДД приравнивают их к мопедам. С другой стороны, есть в судебной базе дела, когда сбитых электросамокатчиков признавали пешеходами. Начать, пожалуй, стоит хотя бы с этого — определить, кто же все-таки владелец электросамоката для системы дорожного движения.