Обновлено в 18:30

Из-за блокировки VPN-сервисов возникли проблемы у онлайн-игр и стриминговых платформ. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». В частности, жаловаться на проблему с доступом начали пользователи стримингового сервиса для онлайн-трансляций футбольных турниров FlashScore, пользователи игр World of Tanks, World of WarShips, а также BitTorrent.

На сайте игры World of WarShips 6 сентября появилось обращение к пользователям. Там сказано, что в процессе блокировок VPN-сервисов было затронуто множество UDP-портов — это элемент сетевых протоколов интернета. В том числе те, что используются в игре. Поэтому у пользователей и возникают проблемы с подключением. Во FlashScore о трудностях с доступом известно. Точную причину сбоя там пока не нашли.

В Роскомнадзоре недоступность ресурсов не связывают со своими ограничениями. Тем не менее это действительно могло замедлить работу приложений, говорит ведущий инженер технической службы компании Wargaming Богдан Дочич.

Богдан Дочич ведущий инженер технической службы компании Wargaming «По времени появления жалоб и судя по их массовости, мы пришли к выводу, что это взаимосвязанные события. После набора некоторой статистики и обращения к провайдерам мы совместно с ними подтвердили влияние, может быть, косвенное, но все-таки влияние этих блокировок на стабильность работы сервисов между клиентом и сервером игры. В данном случае я уверен, что не специально, но были задеты порты, которые используются нашей игрой для связи игроков с сервером. И при блокировке этих портов происходит разрыв соединения, и игроки отключаются от сервера. Достаточно массовый характер, в первые дни это было более критично и массово, потому что провайдеры не были готовы к такому влиянию. И ситуация продолжается, она сейчас не так критична, но достаточно существенная, мы как минимум для себя не можем ее игнорировать, и мы продолжаем активно взаимодействовать с игроками и провайдерами, чтобы решать эту проблему. Мы подали запрос в РКН с просьбой оказать нам содействие по разблокировке портов, которые нужны для стабильной связи с сервером».

Комментарий продюсера игрового издательства Hypetrain Digital Влада Мищенко:

— Мы уже видели примеры, когда что-то одно блокировалось, замедлялось и по цепочке другие вещи начинали работать медленнее, хотя Роскомнадзор заявлял, что «мы не имеем к этому отношения». Я допускаю, что потенциально это оказывает воздействие на трафик блокировки VPN, потому что игроки этим могут пользоваться для игровых сессий и на эти большие игровые проекты может оказываться негативное влияние. У игр падает retention, то есть удержание игроков. Такое уже было, кажется, в этом году с проектами Wargaming. Они выпускали официальное заявление, что это проблема не на их стороне. Но есть такая механика, как компенсации за потраченное время в игре, которое не восполнилось игровым процессом. Игроки сразу начинают требовать компенсацию. У разработчиков, получается, рушится внутриигровой рынок, происходит девальвация, даже такие вещи могут быть, потому что им приходится бесплатно давать игрокам ресурсы. В стриминговых сервисах я не замечал пока что этого, но в целом, когда в прошлый раз были блокировки, ограничения, там это тоже остро ощущалось.

— В прошлый раз — это когда?

— Насколько я помню, в 2021 году, точно сейчас не вспомню, но тогда были а-ля тестирования рунета или ограничения, когда ограничивают Telegram, много других сервисов тоже почему-то начинали работать медленнее.

«Коммерсантъ» пишет, что на проблемы с доступом также жалуются пользователи крупнейшего сервиса для стриминга игр Twitch, а также клиенты «Авито». В «Авито» от комментариев Business FM отказались.

Представители игровых платформ допускают, что ситуация затронула не только крупных магистральных провайдеров, но и местных, которых довольно много на территории России. «Большая четверка» операторов уже протестировала собственные сети. Там причиной нестабильной работы сервисов считают технические средства противодействия угрозам. Ранее на всех сетях его установил Роскомнадзор в рамках закона о «суверенном рунете».

Как заявили «Коммерсанту» в «Вымпелкоме», оборудование оператора работает в штатном режиме. Но уточнили, что установленные по закону сторонние технические средства они контролировать не могут. И «потенциально они могут оказывать воздействие на пропуск трафика». Комментирует генеральный директор компании «ОБИТ» Андрей Гук:

Андрей Гук генеральный директор компании «ОБИТ» «Мы не зафиксировали проблему, о которой говорится. Надо принимать во внимание тот факт, что мы в первую очередь B2B-оператор, и для B2B-клиентов, может быть, на так важны сервисы World of Tanks, World of WarShips, и они ими не востребованы, поэтому мы не видим такой проблематики. При этом у нас есть большая доля абонентов — физических лиц в Санкт-Петербурге, но и от них мы не зафиксировали заявок и проблемных обращений. У нас на сети стоит оборудование суверенного интернета, как у любого другого крупного оператора связи. Если бы причина была в блокировке VPN-сервисов или в работе оборудования суверенного интернета, то это должно было сразу почувствоваться всеми абонентами независимо от того, где они находятся: в Петербурге, в Москве, в Казани или во Владивостоке. Здесь может быть несколько причин. Возможно, она не в блокировках в принципе либо это плавающая история, которая связана с блокировками. Но блокировка — это такая тонкая материя, тяжело заблокировать ресурс, не оставив другого цифрового следа внутри. Может быть, где-то что-то периодами нарушалось, но ребята быстро это поправили, и все восстановилось».

Роскомнадзор 3 сентября заблокировал еще шесть VPN-сервисов, включая популярные ExpressVPN и Nord VPN. Они не привели свою работу в соответствие с законом о «суверенном рунете», речь, в частности, об обязательной блокировке страниц из реестра запрещенных сайтов.