Минск заблокировал доступ к сайту «Комсомольской правды» в Белоруссии. Объяснили это тем, что издание публиковало информацию, «способствующую формированию источников угроз нацбезопасности». Это стало следствием произошедшей на днях трагедии (ссылка ведет на контент, который можно счесть шокирующим). В результате операции по задержанию предполагаемого террориста, помимо подозреваемого, погиб сотрудник белорусского КГБ. Частично это попало на видео, причем снималось и со стороны силовиков, и изнутри квартиры во время штурма. Ясности по поводу случившегося до сих пор нет.

В Минске силовики пришли в квартиру к оппозиционеру Андрею Зельцеру. Он принимал участие в акциях протеста в прошлом году. Сторонники Зельцера утверждают, что исключительно в мирных акциях. Белорусские правоохранители же заявляют, что располагали информацией о возможной причастности Зельцера к терроризму. Подозреваемый не открыл дверь, а когда ее взломали, выстрелил в силовиков из ружья. В результате был убит сотрудник белорусского КГБ, Зельцер также был застрелен.

Что касается издания КП в Белоруссии — после трагедии там появилось интервью со знакомой Зельцера, в котором она положительно отозвалась о погибшем. Это и привело к блокировке сайта. А что касается самой трагедии, то обращает на себя внимание то, что оперативную съемку вели не только силовики. В Сети есть видео изнутри квартиры. Несколько эпизодов. Предположительно камеру или телефон на полку или штатив установил сам Зельцер. В кадре он с ружьем, а дальше показано, как он стреляет в сторону коридора.

В объектив стационарной камеры внутри квартиры попала и супруга Зельцера, которая также снимала происходящее. С одной стороны странно — снимать, как силовики ломают дверь. На что в этот момент надеется человек? Ведь как только сотрудники КГБ проникнут внутрь, телефон тут же отберут и оператор ничего и никуда уже не выложит. Можно было бы предположить, что супруга Зельцера вела стрим, но более чем за сутки он нигде не всплыл. А значит, онлайн-трансляции не было.

Вдова Зельцера в итоге арестована как соучастница, а видео выложили сами силовики. Оно очевидно смонтировано. Из опубликованных отрезков непонятно, говорил ли что-то Зельцер перед тем, как выстрелить, и кто вообще открыл огонь первым. Зато там видно, что силовики работают в штатском, без щитов и касок, бронежилетов на них тоже не видно. Пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт позднее заявила, что силовики Белоруссии имели информацию, что в этой квартире, находится человек, причастный к подготовке теракта.

По данным белорусских журналистов, ружье у Зельцера было зарегистрировано, то есть силовики знали о том, что оно у него есть. И это вызывает массу вопросов у президента союза «Офицеры группы «Альфа» Алексея Филатова, который говорит, что обычно не комментирует работу коллег, но тут обстоятельства просто кричат:

Алексей Филатов президент союза «Офицеры группы «Альфа» «Почему они, во-первых, заходили без бронезащиты? И самое главное — почему они стучали, спрашивали, а не зашли туда неожиданно? Неожиданность — это главный фактор, который позволяет спасти жизни и спецназу, и в том числе преступникам, которых можно потом предать суду, узнать их подельников и исключить целую сеть. Стрельба со стороны оперативных сотрудников велась, знаете, вслепую. Просто на выстрелы, просто в сторону. Если бы, например, там были гражданские люди, дети, например, они могли в такой неприцельной стрельбе погибнуть. Во-вторых, видно было замешательство, когда в течение нескольких секунд они кричат: «Вызывайте скорую, он ранен». Ну он при этом лежит корчится, а они стреляют туда куда-то наугад на звуки и не бросаются к нему на помощь, чтобы его вытащить из-под огня. В общем-то, еще нужно делать экспертизу и понять, какой из выстрелов, какая из ран оказалась смертельной».

Первая реакция в Сети на это видео сводилась к тому, что все это вообще инсценировка. Слишком уж много вопросов к опубликованным кадрам. Через сутки разговоры о возможном фейке поутихли. Начались другие. На запредельно повышенных тонах, говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич

Валерий Карбалевич белорусский политолог «Оценки этого события диаметрально противоположные. Сторонники Лукашенко поддерживают действия сотрудников КГБ и сожалеют об убийстве сотрудника КГБ, противники Лукашенко — наоборот. Как по любому другому вопросу, сегодня в Белоруссии белорусское общество очень сильно расколото. Это должно было рано или поздно произойти, потому что ситуация накалена, язык вражды с обеих сторон по отношению к друг другу. Ну такая психология холодной гражданской войны. Теперь она вылилась в то, что белорусы стали стрелять в друг друга».

В чем белорусские эксперты не сомневаются, так это в том, что трагедия с гибелью сотрудника КГБ будет иметь долгоиграющие последствия, в том числе, в виде новых законов, дающих больше свобод силовым структурам и меньше прав противникам действующей власти.