Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о режиме работы города на время нерабочей недели и после нее. Станут ли объявленные меры стимулом к вакцинации?

У российской прививочной кампании был ровно один действительно успешный месяц — июль этого года. Различные ограничения вводились по всей России, но наиболее заметный скачок был именно в Москве и Подмосковье, где впервые ввели режим QR-кодов для общепита. На пике летней волны вакцинации в столице и окрестностях делалась почти треть всех прививок в стране — москвичи чувствовали, что откладывать некуда, а конца ограничений обозначено не было.

Сравним это с новыми ограничениями в Москве. Нерабочая неделя затрагивает привитых и «отказников» почти одинаково — общепит, кино и торговые центры закрыты для всех, и разве что в музеи и театры можно только по QR-кодам. По окончании же нерабочих дней все практически возвращается на круги своя — рестораны, кинозалы и ретейл в обычном режиме, а по QR продолжат работать только «культура» и массовые мероприятия.

Учитывая, что в Москве коды есть практически у половины взрослого населения, почему в мэрии не решились ввести QR для общепита? Категорично настроен омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:

— Я считаю, что QR-коды — это зло, они гораздо опаснее для ресторанов, чем полное закрытие. В Москве привиты всего 40% москвичей. 40% москвичей не ходят в рестораны одни, они ходят с женами, с друзьями, а они могут быть непривиты. И поэтому, как показала практика, из них в лучшем случае будет ходить половина. При этом ресторан обязан работать, обязан платить аренду арендодателю, зарплату, покупать продукты, а это катастрофический минус. В режиме QR-кодов рестораны, на мой взгляд, вообще не могут [работать], я надеюсь, что мы к этому эксперименту никогда не вернемся.

— Пока не очень понятно, что будет после 7 ноября, что для ресторанного бизнеса значит это подвешенное состояние?

— Мы здесь совершенно категоричны. Мы разговариваем с мэрией именно о том, что с 8-го числа рестораны должны открыться. Вот эта пауза до 7-го числа понятна нам, мы понимаем, что делать. Если рестораны не будут работать с 8-го числа, это не[жизнеспособный] сценарий.

В принципе пространство для маневра у мэрии есть. Как выразился в беседе с ТАСС заммэра Алексей Немерюк, общепит откроется только «с соблюдением всех требований», и «все будет зависеть» от развития ситуации с ковидом. Эффект от нерабочих дней можно будет замерить минимум через неделю после их начала — задержка из-за «инкубационного периода вируса». Если спад будет небольшим или временным, QR-коды для общепита могут снова появиться «в меню», но на прививочной кампании они скажутся отнюдь не сразу.

А пока бизнес выясняет, почему какие-то типы заведений оказались крайними, владелец девелоперской компании «Экоофис» Андрей Ковалев, которому принадлежат торговый центр и фуд-корт в Москве, говорит, что закрывать на время нерабочих дней нужно было не ТЦ, а общественный транспорт. А гендиректор АО «Киномакс» Дмитрий Нартов не совсем понимает, почему в театры по QR-кодам можно, а в кинотеатры нельзя:

Дмитрий Нартов гендиректор АО «Киномакс» «Может быть, потому, что лица до 18 лет пропускаются без соблюдения масочного режима и без всяких других требований и ограничений и наши власти боятся, что это даст толчок к очередному витку заболеваний. Но, с другой стороны, отсутствует воспитательный эффект. То есть Европа, и Америка, и вообще весь мир вводят ограничения для непривитых граждан, а у нас почему-то те, кто был послушен и имел высокую социальную ответственность, теперь будут сидеть в этих вынужденных выходных. Народ только-только раскачался более или менее, с учетом всех ограничений стал ходить в кино, а у нас тут на носу колоссальные премьеры, это все сейчас развалится просто».

Как сообщили в оперштабе, хотя сегодня в Москве более 5 млн привитых, «устойчивым иммунитетом» обладают менее 3,5 млн жителей столицы. Причина в том, что максимальную эффективность прививка обеспечивает в течение первых пяти-шести месяцев, а многие привитые в начале года уже потеряли часть защиты, но их QR-коды продолжают работать. К тому же темпы вакцинации в последние недели были примерно такими же, как весной, то есть из числа защищенных выбывает почти столько же людей, сколько вакцинируется. И есть определенные сомнения, что тех, кого не убедили беспрецедентные рекорды смертности, побегут за QR-кодами из-за тоски по театру.