Россия закрыла свое воздушное пространство для 37 стран в ответ на их аналогичное решение, а за пределами страны, по оценкам АТОР, находятся 150 тысяч россиян.

Полеты из стран, которым запрещено летать в РФ, могут выполняться теперь только по спецразрешению Росавиации или российского МИД, а организация гуманитарных вывозных рейсов россиян из-за рубежа подвисла, потому что выполнить их можно, только если согласятся авиавласти стран ЕС. А пока Росавиация рекомендовала россиянам воздержаться от неслужебных поездок за границу.

Тем же, кто там застрял, агентство советует возвращаться на родину альтернативными маршрутами. Какими, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин:

Дмитрий Горин вице-президент Ассоциации туроператоров России, вице-президент Российского союза туриндустрии «Мы рекомендуем туристам прежде всего организованно обращаться к туроператорам, сейчас активно ведется продление гостиниц и поиск новых билетов. А самостоятельным туристам и пассажирам авиакомпаний надо рассматривать транзитные перелеты через третьи страны, таких вариантов немало: это Белград, Дубай, Стамбул, Абу-Даби, Доха. Есть стыковочные рейсы и возможность улететь в Ереван, в Баку, в Таллин, если вы находитесь в Европе. Мы получаем жалобы на то, что многие самостоятельные путешественники не могут зарегистрироваться в мобильном приложении «Зарубежный помощник МИД», оно работает нестабильно, и в этой ситуации, наверное, остается только вариант электронного письма на почту МИД в кризисно-ситуационный центр».

Марокко уже предложило стыковочные рейсы через Касабланку, а авиакомпания Gulf Air — через Бахрейн. К 3 марта, по словам Дмитрия Горина, должен заработать сервис на «Госуслугах», который помогал возвращать россиян домой в пандемию.

Главная проблема, о которой говорят опрошенные Business FM застрявшие за рубежом туристы, — авиакомпании их практически бросили. До них невозможно дозвониться, как и до Ростуризма и МИД.

Никаких разъяснений о том, что делать, только сообщения об отмененных рейсах. Деньги при этом пока не вернули, рассказал Николай, который сейчас выбирается из Загреба.

«28 числа мне пришло СМС-сообщение от «Аэрофлота», что рейс отменен, без всяких каких-то инструкций и так далее. После чего я пытался дозвониться в «Аэрофлот», но туда дозвониться в принципе невозможно было: несколько раз по 20 звонков. Дальше мы приняли решение купить билеты в Стамбул «Турецкими авиалиниями» и из Стамбула «Аэрофлотом» в Москву на то же первое число. Дозвониться в Ростуризм вообще невозможно, потом советовали зарегистрироваться в приложении «Помощник за рубежом» или как-то так, там ничего не работает, все висит, зарегистрироваться невозможно. При этом, когда я позвонил в консульство в Загребе, мне достаточно хамски ответили, сказали: «Вы сами приняли решение ехать отдыхать, теперь сами и разбирайтесь, как возвращаться». Это меня больше всего удивило из всего этого. И самим пришлось разбираться, как улетать. Ну, цена примерно одного билета, всего пути, не считая ночевки и так далее, наверное, тысяч 40-50 на человека получилось. Нас пятеро, и это, соответственно, 200-250 тысяч рублей на семью».

По словам Николая, через Стамбул из Хорватии сейчас лететь дешевле, чем другим путем, но расписание рейсов в Россию часто меняется.

Из Турции летают «Аэрофлот», Turkish Airlines, Pegasus и несколько других авиакомпаний не только в Москву, но и в другие города РФ. Маршруты проходят восточнее «закрытых» регионов РФ. Из Каира в Россию летает «Аэрофлот». Маршрут лежит через Каспий, а через страны ЕС есть маршрут у египетской авиакомпании EgyptAir.

Из Европы можно добраться наземным путем через Польшу, рассказал о своем опыте возвращения из Будапешта житель Казани Хасан.

— Застрял в Будапеште, сидел в интернете и прорабатывал маршрут. Почему такой маршрут? В 2010 году я попадал под вулкан, в Берлине мы ехали на арендованной машине до Варшавы, потом электричками до границы с Белоруссией, потом на такси через границу, дальше электричками до Минска и отсюда на поезде до Москвы. Просто я этот маршрут уже знал и как бы по старому маршруту и пошел. Единственное, что нельзя перейти границу пешком, там обязательно нужен какой-то специализированный транспорт. Нам повезло, мы приехали к кассирше, которая была в доле с перевозчиком, вызвала нам очень большой автобус, и мы за 10 евро сели в этот автобус и проехали границу в течение двух часов. Два часа — это минимум. А дальше в восемь утра электричка до Минска. Сейчас я уже сижу в аэропорту, жду свой самолет через Москву в Казань. Я купил за 17 тысяч рублей билет до Казани. Из Венгрии до Польши я купил за 50 евро, а девушка со мной купила за 75 евро. Это я говорю про цены Будапешт — Варшава. Обстановка очень плохая: в Венгрии много беженцев — женщин с детьми, поезд битком.

— Это украинские беженцы, да?

— Да, это те, которые прошли через венгерскую границу, и все на взводе.

Можно лететь через Израиль «Аэрофлотом», но будет крюк через Каспий. Есть рейсы через Армению, Грузию, Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. При этом пассажиры точно не смогут долететь в южные аэропорты России из-за их закрытия. Теперь — до 8 марта.