Business FM рассказывает новые истории предпринимателей о работе в условиях закрытых границ и массового ухода иностранных брендов из России. Сегодня — о транспорте, косметике и пиломатериалах.

Михаил, владелец компании по производству пиломатериалов, рассказывает, что покупатели за рубежом хотят приобретать российскую продукцию, но ждут окончания операции на Украине — на границах огромные очереди, цены растут, а дерево тоже имеет свойство портиться, говорит Михаил:

«Проблема большая, потому что пробка на границе в сторону Эстонии порядка десяти километров и такая же в сторону России. По неделе машины стоят, и цена выросла в два-три раза за доставку грузов из России в Прибалтику. Проблема очень большая в снижении курса евро, а цены выросли. Бизнес этот становится неинтересным независимо от того, будут ли покупать пиломатериалы или не будут. Третья проблема — обещали Шелковый путь, Россия — Казахстан — Китай, «Один пояс — один путь». Никакой возможности нет возить грузы, потому что порты сейчас закрыты, отправить железной дорогой в Китай или куда-то эти грузы тоже возможности нет. Никто не знает, как и где это сделать и за какие деньги. Я лично занимаюсь березой, она покрепче дерево, а кто занимается хвойными породами — ель, сосна, — синеют мгновенно, влажность, солнце, весна. Многие грузы просто могут зависнуть, долги будут возникать и перед работниками. Это вызывает большую озабоченность».

Глава компании «1Минокс», производитель и дистрибьютор косметики Михаил Костылев говорит, что множество зарубежных подрядчиков в один момент ограничили доступ к своим сервисам и удержали деньги. Логистические цепочки нарушены, но неожиданно выручил Китай, рассказывает Михаил Костылев:

Михаил Костылев глава компании «1Минокс», производитель и дистрибьютор косметики «Процентов 90, наверное, это импорт. Косметика для волос, для ухода и так далее — в один момент просто все закрылось. Сбербанк, Альфа-банк попали под санкции, и мы не смогли переводить деньги за рубеж и покупать там. Оказалось, что на российском рынке большое количество производителей, в том числе косметики, наших БАДов и витаминов, все у нас в России есть. И очень часто оказывается, что качество соответствует зарубежному, а цены ниже. Мы очень быстро переформатировались на российских производителей и поняли, что нам нужно производить свои продукты, потому что у нас есть наша аналитика: мы знаем, что люди хотят, что покупают, какие у них боли, какие проблемы. Мы сейчас делаем еще один отдельный бизнес, чтобы производить нашу косметику, которую мы продаем, в России. Мы увидели, что есть огромный дружественный Китай, и он без проблем нам оказал очень сильную поддержку в этой ситуации. Есть такая поговорка: «Россия очень большая, и не хватит никакой изоленты, чтобы ее изолировать».

Руководитель транспортной компании из Санкт-Петербурга Гиви Гоцеридзе говорит о повышении цен практически на все — от деталей и комплектующих до стоимости ТО и масла. Стоимость логистики растет, а значит, растет и стоимость товаров на полках. Писал письма в Минтранс и Минэкономразвития, получал ответ в духе «мы делаем все что можем», говорит Гиви Гоцеридзе:

— У нас автомобили, которые занимаются перевозкой нерудных материалов по Петербургу и северо-западу, это щебень, песок, асфальт. Стоимость грузового коммерческого транспорта увеличилась в среднем на 50% по отношению к прошлому году. Стоимость запчастей увеличилась на 100-150%. Увеличилась стоимость регулярного ТО, масла и комплектующих. Например, масло Shell: литр стоит 350 рублей, сейчас уже стоит 840 рублей. Для грузового автомобиля необходимо 45 литров масла. Увеличилась стоимость проезда по платным магистралям.

— Пока рентабельность сохраняется с учетом всех подорожаний?

— Бизнес сейчас вынужден будет уходить работать на серые схемы, снимать машину с учета компании, переходить на частные договоры обслуживания. Есть вероятность, что наши машины скорее могут развалиться, мы должны с вами понимать, что весь состав автотранспорта РФ, а это 6 млн 800 машин, согласно Росстату, из них 3 млн 800 тысяч машин — им более десяти лет. Вы представляете, сколько ремонта нужно? Мы не ждем ни денег, ни помощи, мы просто просим нам сформировать среду, в которой мы можем трудиться. По поставке запчастей и комплектующих, не требующих сертификаты и согласия поставщика-производителя, стараться снизить пошлины. Бизнес справится, но ему нужна среда, нужны определенные послабления по налогам.

Если вам есть что рассказать о своем бизнесе, как вы переживаете новые экономические условия, что стало с вашими кредитами и изменилось ли взаимодействие с контрагентами, ждем ваши истории на сайте BFM.ru.