Судовладельцы в Москве жалуются на массовые проверки бизнеса и связывают это с тем, что речная навигация перешла под контроль столичного Департамента транспорта. Предприниматели сообщают о рисках банкротства.

К началу сезона, намеченному на 24 апреля, Дептранс анонсировал множество нововведений. Кроме частных коммерческих судов, по реке пустят девять речных электротрамваев «Синичка». На них можно попасть по карте «Тройка». Всего будет 44 причала, на каждом — табло и плакаты с точным расписанием маршрутов, у каждого свой индивидуальный цвет на карте, как на схеме метро. Продажу билетов с рук зазывалам хотят исключить как пережиток 90-х. С ними должна уйти и накрутка цен за билеты. Билеты будут продавать через единую систему, в кассах или онлайн. С тарифами по «Тройке» власти не определились, а вот цена речной экскурсии известна — 500 рублей для взрослых и 300 рублей — для детей.

Все привлекательно для пассажиров, но проблемы у бизнеса. Формат речных перевозок обновляется на фоне бесконечной череды проверок частного флота, и часть компаний рискует эти проверки не пройти, считает президент Московской ассоциации судовладельцев, гендиректор судоходной компании «Московский банкетный флот» Кирилл Евдокимов:

Кирилл Евдокимов президент Московской ассоциации судовладельцев, гендиректор судоходной компании «Московский банкетный флот» «Если судовладельцам дадут работать, предлагаемые изменения вполне жизнеспособны. А на сегодняшний момент у нас нет никаких договоров с Департаментом транспорта на причаливание. И это, безусловно, не может не печалить. Судовладельцы, которые хотели уже начинать работу, понесут потери, будет упущенная прибыль, которую, естественно, никто не будет нам возмещать. Ну и самое главное, что проводятся комплексные массовые проверки судов. И мы понимаем, что эти проверки направлены полностью на сокращение туристического флота. Если те комплексные проверки будут продолжаться, то есть вероятность, что не выйдет более 50% флота».

О массовых проверках Business FM рассказали несколько судовладельцев, часть отказалась комментировать ситуацию под запись.

К контролю речного флота Дептранс подключил Центр организации дорожного движения. Он будет следить за техническим состоянием причалов, составлять расписание, мониторить движение по реке через три сотни видеокамер вдоль реки.

Представители бизнеса боятся, что их катера в итоге уберут из города, как устранили с дорог частные маршрутки несколько лет назад, рассказал владелец судоходной компании на условиях анонимности, — одного маршрута он уже лишился:

«У нас полностью сейчас идет пертурбация, скорее всего, будет много банкротств на реке, потому что бизнесу не выжить в новых реалиях. По поводу «Тройки», которую они внедряют. Дептранс подгоняет всю реку, раньше она была экскурсионно-туристической, а сейчас они делают из нас автобусы. То есть они нам навязывают маршруты, говорят, как нам ходить, требуют, чтобы мы пользовались «Тройкой». Все двигается к тому, чтобы вообще весь флот, весь этот бизнес из Москвы убрать, поставить свои трамвайчики электрические, которые они сильно продвигают».

Мэрия в ответ уверяет, что разнообразие речных прогулок никуда не денется. А все изменения делаются при участии бизнеса, говорит замруководителя Департамента транспорта Москвы Алексей Митяев.

Алексей Митяев замруководителя Департамента транспорта Москвы «Мы вместе с судовладельцами меняем формат, соответственно, мы меняем подход к организации речных перевозок. Подчеркиваю, что количество маршрутов не сокращается, единственное, что они становятся понятными и удобными. Помимо удобств для пассажиров, сама процедура подачи заявки на работу маршрутов причаливания станет проще. Все будут присутствовать в одной информационной системе, и все будет меняться постепенно. Этот сезон для нас тестовый».

Девять речных электротрамваев вряд ли в состоянии удовлетворить весь московский спрос на прогулки по воде. Их запустят пока по двум маршрутам: Киевский вокзал — Фили и Автозаводский мост — Печатники. Вместимость у «Синичек» всего 50 посадочных мест. Не тянет на монополиста, говорит генеральный директор компании «Гипроречтранс», вице-президент Российской академии транспорта Владимир Рудометкин.

Владимир Рудометкин генеральный директор компании «Гипроречтранс», вице-президент Российской академии транспорта «Конечно, это определенные маршруты, они значительно дешевле, чем круизные суда. Это фактически городской общественный транспорт. То, что могут, как предполагают, судовладельцы частично лишиться возможности проводить прогулки — наверное, имеется в виду то, что согласно графику движения в эти минуты к причалу, скорее всего, подойти сторонним судам будет нельзя. Либо нужно увеличивать протяженность причалов, либо судоходные компании, которые не входят в состав московского правительства, а таких большинство, должны как-то кооперироваться, строить свои причалы. Всегда есть выход. Но то, что это делается для того, чтобы москвичам было комфортнее и удобнее, — несомненный факт».

По словам эксперта, речная навигации неизбежно будет меняться и дальше. По реке пустили электротягу, и власти уже заказали под нее новые электрические суда.