Inchcape plc сворачивает бизнес в России. Эта британская компания — крупный мировой автодилер со штаб-квартирой в Лондоне. В ней работают 18 тысяч человек более чем в 40 странах мира — Великобритания, Сингапур, Австралия, Гонконг, Бельгия и многие другие.

В нашей стране Inchcape присутствует около 16 лет и владеет более чем 20 дилерскими центрами в Москве и Петербурге. В частности, это Rolls-Royce Motor Cars Moscow, «БорисХоф» и Musa Motors. Торгует компания в основном премиальными брендами: Rolls-Royce, BMW, MINI, Jaguar, Land Rover, Volvo, Toyota, Lexus, Audi и другие.

Согласно условиям сделки, Inchcape plc будет продана российским топ-менеджерам компании в рассрочку на пять лет. В их заявлении говорится, что повторно выходить на российский рынок они не планируют.

Несмотря на то что продавать автомобили Inchcape сейчас не может, поскольку их просто не поставляют в Россию, автодилеры вполне могут работать и зарабатывать, считает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов.

Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» «Те сценарии наверняка, которые многие из игроков прорабатывают. Это автомобили с пробегом, то есть если нет новых автомобилей, какими автомобилями можно заниматься? У нас есть рынок этих автомобилей, эти автомобили уже на нем, и у нас нет зависимости от поставки этих автомобилей какими-то сторонними игроками, пожалуйста, выкупай и продавай. Другое дело, что это тоже очень тяжелый бизнес и не у каждого получится им эффективно заниматься. Второе направление, куда сейчас многие будут смотреть, я уверен, — развитие направлений сервиса, потому что за последние годы многие избалованы тем были, что они жили за счет продаж автомобилей, а сервис составлял лишь малую долю их дохода. Сейчас вот эта доля должна, скорее всего, увеличиться. И в сервисе выживет тот, кто в первую очередь эффективно решит вопрос с поставками запасных частей».

Интересно, что сделка предполагает опцион на семь лет. Представители компании отметили, что это позволит извлечь выгоду из любого увеличения стоимости бизнеса, особенно в случае его последующей продажи.

По данным агентства «Автостат», выручка компании в России в 2021 году составила почти 900 млн евро, а это около 10% от их выручки по миру. На фоне этих цифр продажа за 76 млн евро, даже с учетом всех сложностей на российском рынке, выглядит, мягко говоря, невыгодной для компании. Говорит владелец проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:

Олег Мосеев владелец проекта «Автомаркетолог» «За 76 млн евро я бы точно купил [бизнес]. Я считаю, что для менеджмента компании эта сделка мегаудачная, потому что 76 млн евро за тот актив, который они получают с рассрочкой на пять лет, — это очень хорошая история. Да, Rolls-Royce поставляться не будет, потому что санкции, не будут поставляться BMW, Jaguar, Land Rover. По Toyota пока еще вопрос, Toyota хотела бы остаться в России. Hyundai, скорее всего, останется в России. Плюс у Inchcape большой бизнес по продаже автомобилей с пробегом, плюс надо учитывать, что активы Inchcape по Москве разбросаны, а не сосредоточены в одном месте, и это дает возможность развивать как раз бизнес по автомобилям с пробегом, и при этом земельные участки достаточные у каждого актива. При этом команда, которая сейчас есть у Inchcape, одна из самых профессиональных на рынке, и поэтому им не составит труда получить те же китайские бренды или усилить свою позицию в корейских брендах».

Чтобы было проще сопоставлять цифры сделки и общих активов компании в России, вот небольшой пример. По мнению экспертов, 76 млн евро Inchcape могут получить, если продадут застройщикам площадку на Магистральной улице, где располагается автосалон Jaguar Land Rover. Возможно, в фирме считают, что семилетний опцион — хороший способ уйти так, чтобы остаться.