Обновлено в 21:52

Си Цзиньпин поручил своим помощникам придумать, как помочь России так, чтобы не попасть под санкции, но «это оказалось трудной задачей». Как узнала The Washington Post, с начала марта Россия неоднократно просила Китай об экономической поддержке, но Пекин боится американских санкций и подобные разговоры Москвы его раздражают.

С начала специальной военной операции поставки высокотехнологичной китайской техники в Россию резко сократились. В частности, Минцифры рекомендовало мобильным операторам сократить интернет-трафик для своих клиентов, чтобы поддерживать работу сетей как можно дольше. Компании Cisco, Nokia и Ericsson прекратили поставки оборудования, и оставался только китайский Huawei. Но сейчас и с ним есть проблемы — в конце марта, писали СМИ, IT-гигант прекратил заключать новые контракты на поставки сетевого оборудования и гаджетов в Россию.

Более того, писала The Wall Street Journal, китайские технологические компании Lenovo и Xiaomi предпочли «по-тихому» покинуть российский рынок из-за санкций США, то есть не объявлять об этом официально.

Альтернативы с китайцами еще остаются, уверен директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Мы понимаем, что сейчас самое главное ограничение — это поставки в Россию высоких технологий. Я думаю, что в этом смысле китайские компании будут понимать распоряжение Си Цзиньпина, чтобы не поставлять в Россию или по крайней мере временно напрямую не поставлять целый ряд технологий, которые связаны, например, с 5G, облачные хранения и так далее. Huawei позиционирует себя как транснациональная компания, и в этом плане, конечно, российский рынок для Huawei — это несколько процентов, в отличие от десятков процентов в США и Европе. И главная задача Huawei — это вернуться именно в Европу и в США, а не развивать рынок в России, он был вторичен. Но при этом мы понимаем, что помимо Huawei в Китае есть целый ряд других компаний, которые развивают сотовые стандарты, плюс к этому надо понимать, что сама по себе Huawei — это компания, хотя и большая, но она заказывает целый ряд продукции у операторов, которые делают под торговой маркой Huawei целый ряд вещей, и не исключено, что Россия может на них же выходить. И помимо этого, я напомню, что есть зарубежные подразделения Китая, которые тоже производят целый ряд стандартизированных технологий, с ними тоже имеет смысл развивать отношения. Проблема заключается скорее в том, что мы настолько привыкли к одному поставщику, действительно надежному, большому типа Huawei, что мы начинаем бить тревогу там, где можно спокойно обходить подобные санкции».

И хотя на риторическом уровне Пекин поддерживает Москву, возлагая вину за случившееся на НАТО, тем не менее опасается, что США и их союзники могут отрезать Китай от важнейших технологий, включая полупроводники и аэрокосмическое оборудование, нанести удар по его финансовой системе. Комментирует глава Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев:

Сергей Санакоев глава Российско-китайского аналитического центра «Есть определенные китайские компании, которые завязаны на Запад, действуют в пространстве, где работает доллар США, и поэтому они рискуют попасть под вторичные санкции, разборки могут быть долгими и длинными. Правильно руководство Китая сегодня говорит: а надо ли, стоит ли оно того? Конечно, не стоит. Во-первых, эти компании, которые могут отказать России, от 10% до 20% реально завязаны на Запад. Остальные 80% при полной поддержке правительства и властей Китая, о чем сказал председатель Си Цзиньпин, будут эффективно работать с Россией».

Сотрудники Business FM спросили предпринимателей, которые давно работают с Китаем, изменились ли как-то их отношения с партнерами за последние три месяца и чувствуют ли они ту самую китайскую поддержку:

Совладелец компании по выпуску устройств ограничений скорости «Жаворонок ХХI век» Максим Сухомлинов. Его компания в том числе продает автокомпоненты за рубеж:

«У нас ничего не поменялось, мы работаем только с китайцами, только в рамках микроэлектроники и компонентной базы, и, в общем-то, трудностей нет. В сравнении с тем, что было в пандемию, до санкций, сейчас даже полегче стало. То есть какие-то вещи мы до этого не могли найти, или было очень дорого, сейчас цены немного опустились именно по микроэлектронике. Вчера получили на таможне груз предыдущий, сейчас новый ждем. Я нахожусь в Стамбуле, приехал на выставку, это автомеханика, автомобильная выставка. Я не просто удивлен, хуже этой выставки я пока еще ничего не видел. То есть людей много приехало, а тех, кто выставляется, очень мало. Только турецкие производители, европейцев практически нет. Крупные компании не выставились почему-то, и китайцев нет вообще. В общем, это очень грустно. Китайцы сами по себе — что им выгодно, то они и делают. Поэтому здесь речи о какой-то лояльности никогда не было и никогда не будет. Им сейчас выгодно работать с нами, они будут работать».

Коммерческий директор типографии «Скай флекс» Ян Шебалин. Компания производит самоклеящиеся этикетки для продуктов и напитков. Поставки материала для самоклеек из Европы были прекращены, и теперь вся надежда на Китай:

«Мы внесли предоплату по контракту в течение 30 календарных дней, и китайский производитель должен был поставить материал на отгрузку. Спустя 30 дней он заявляет, что еще 30 дней он будет производить, потому что у них, во-первых, карантин и всякие вещи еще ковидные плюс они не справляются из-за поступающих новых больших заказов, шквал огромный заказов на производство материала. Свои обязательства они не выполняют. Небольшие типографии составляют процентов, наверное, 60 рынка производства самоклеящихся этикеток. По слухам, я общаюсь тоже с ребятами из других типографий, отфутболивают китайцы, можно сказать, производителей самоклейки, то есть конечных потребителей, а работают с крупными, по сути перекупщиками. Эти крупные клиенты на рынке присутствуют, но цены заряжают в полтора-два раза дороже, чем это бы мне стоило, если бы я брал напрямую. Чтобы вы понимали, контейнер 40-футовый стоит 70 тысяч долларов в Китае, у производителя просят 30% предоплаты, соответственно, это порядка 20 тысяч долларов. Мы закинули — месяц ждем. Проходит месяц, оплачиваем еще 50, его ставят на рельсы, и он едет три-четыре недели. Это по той схеме, которая была вначале. Сейчас я говорю два месяца, может быть, по истечении этого срока они еще на месяц нас задвинут. То есть надежды нет».

Гендиректор «ФЭДУ лайн» Дмитрий Дмитриев, его компания закупает и продает электроприборы, инструменты, оборудование, станки:

«Мы работаем с китайцами практически 20 лет. С 24 февраля изменилось то, что китайцы стали, скажем так, меньше доверять российским партнерам, потому что, видимо, переживают, что в любой момент что-то может произойти. Все остальное более-менее так же, как было. Условия оплаты изменили. Волатильность нашей валюты, мне кажется, больше их пугает, чем военные действия. С учетом того, что сейчас с юанем происходит, они предпочитают в долларах работать. Конечно, дорожает товар практически постоянно. Самый главный процесс, который определяет повышение цены, — это то, что наши китайские партнеры видят, что альтернатив у нас немного, я так мягко сказал, поэтому как коммерсанты ведут себя соответственно. То есть видят, что альтернативы нет, цены повышают. В зависимости от групп товаров — по-разному. С чем я соприкасаюсь, наверное, процентов на 10 на некоторые позиции цены поднялись. С точки зрения ежедневной работы каких-то кардинальных изменений нет. Единственное, что условия работы ужесточились. Даже там, где раньше можно было о чем-то договориться, сейчас все больше речь идет про предоплату».

Официальный Китай заявляет, что «мы понимаем затруднительное положение Москвы, но Пекин всегда будет действовать в интересах китайского народа».

По данным Белого дома, КНР пыталась найти «другие возможности», чтобы поддержать Россию: дипломатические пути и посредством совместных военных учений. Так, ранее Россия и Китай запустили стратегические бомбардировщики над Японским и Восточно-Китайским морями, пока президент США Джо Байден находился в Токио в рамках своей первой поездки в Азию. Это были их первые совместные военные учения после начала спецоперации на Украине и явный сигнал растущего стратегического партнерства между Москвой и Пекином, заявили тогда в США.