Обновлено 23 июня в 12:00

Финский производитель красок Tikkurila уходит из России. Представители компании отметили, что сейчас находятся перед выбором — продать бизнес либо использовать другой контролируемый выход. В России финская компания была лидером на рынке декоративных красок. В 2021 году ее доля в этом сегменте составила почти 20%. Комментирует генеральный директор информационного агентства InfoLine Иван Федяков:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine «У российского руководства Tikkurila есть все необходимые компетенции для того, чтобы продолжить управлять этим бизнесом даже без контроля и руководства со стороны финских товарищей. Продать сейчас и выйти из этого бизнеса будет крайне затруднительно, строительный комплекс останавливается. Покупка такого актива вызывает большое количество вопросов, поэтому я в данном случае надеюсь, что компания Tikkurila найдет в себе силы полностью передать управление активами российскому подразделению. Российские бренды у компании тоже есть, и она сможет переключиться в большей степени на производство российских брендов. Tikkurila — один из лидеров этого рынка и производила большой объем продукции. Немаловажно, что она работала в сферах тех самых промышленных материалов, это достаточно серьезное подразделение Tikkurila, но и у декоративной краски тоже была хорошая представленность. Конечно, потеря такой компании на российском рынке существенно меняет расклад в отрасли лакокрасочных материалов. На текущий момент это не будет драматично, потому что падение спроса опережает падение предложения, но уже в среднесрочной перспективе доступ к качественной современной краске будет ограничен. Замкнуть полный цикл производства краски внутри страны тоже не представляется на текущий момент возможным, либо это произойдет с существенным ухудшением качественных характеристик этих материалов».

После начала спецоперации на Украине компания продавала минимальное количество товаров, чтобы выплачивать зарплату сотрудникам в рублях, но Tikkurila прекратила все продажи представителям нефтегазовой отрасли, авиапромышленности и государственным предприятиям. Как сильно уход финского производителя скажется на отечественном рынке лакокрасочной продукции? Мнение промышленного эксперта Леонида Хазанова:

Леонид Хазанов промышленный эксперт «Если она закрывает предприятие, что является достаточно неблагоприятным вариантом развития событий, то тогда дефицит красок в принципе возможен, но он будет скорее всего носить краткосрочный характер и не займет больше года. Потому что Tikkurila не единственная компания, кто в России краски производит и продает. Есть конкуренты, которые могут в сложившейся ситуации увеличить выпуск лакокрасочной продукции. Это «Ярославские краски», например. Здесь надо учесть, что основной потребитель красок у нас это строительство и автомобилестроение. Ждать что произойдет катастрофа при закрытии предприятий Tikkurila, я бы не стал. Если она передает свои предприятия кому-то или продает, то российский рынок вообще ничего не заметит. А кому она может отдать эти заводы? Это может быть кто-то из российских игроков, даже тот игрок, которого мы не знаем, может быть, инвестор из другой отрасли. Вариант продажи Tikkurila своих активов наиболее выгодный для нее и для нас. Она получит деньги, а предприятие продолжит работу».

Кроме Tikkurila с российского рынка ушел и другой финский производитель красок Teknos. Продавцы жалуются, что производители забирают у них оборудование для колеровки красок, и они уже не могут реализовать товарные остатки. Дилер Александр из Санкт-Петербурга рассказал, что его бизнес сильно рискует:

«Никаких официальных писем, мы как бы заявили. Они теперь не продают колоранты, то есть колеровать, если даже колеровочное оборудование осталось, не на чем. Товар они не поставляют, не отгружают, у нас мультибренд. Ситуация очень плачевная в плане того, что если они еще и заберут оборудование, но мы его точно не отдадим, будем судиться. Нам даже письмо они дали для того, чтобы мы пошли в Торгово-промышленную палату и заявили о форс-мажоре, что мы не можем поставлять данную продукцию, мы готовы поставлять аналог. Те, кто остался и пытается на рынке работать, все в молчанку оборудование забрали и все. У нас осталась часть товара, который не заколеровать, ничего не сделать, ситуация очень плачевная. Плюс такая ситуация, что с июля месяца вступает в силу шестой пакет санкций, который подразумевает запрет на ввоз из ЕС всех компонентов для лакокрасочной промышленности, пострадают еще те, кто остался на рынке РФ, то есть крупные лакокрасочные заводы — Ярославский и так далее. Кричу во все рупоры, что давайте, ребята, [обратимся] в Минпромторг, и пускай они уже решают, что-то делают с данными заводами, потому что нельзя давать им уходить. Сегодня, как только вышла статья, я поехал по своим точкам и отключил колеровочное оборудование от обновления, потому что в наших кругах ходит такое, что придет автоматическое обновление, которое не позволит больше колеровать на их оборудовании, то есть оно превратится в кирпич. Мы пытались забить склады, люди годами красили одной краской, а сейчас пытаются найти на рынке и не могут».

В России Tikkurila владеет тремя производственными площадками, тремя учебными центрами, десятью складами и логистическими центрами. Штат бизнеса насчитывает около тысячи человек. В финской компании заявили, что всю заработанную в 2022 году прибыль в нашей стране направят некоммерческим организациям, которые занимаются гуманитарной деятельностью. По данным СПАРК, чистая прибыль ООО «Тиккурила» за 2021 год составила более 888 млн рублей.