Президент России Владимир Путин очно примет участие в VI Каспийском саммите, который состоится в Ашхабаде 29 июня. При этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пока не стал комментировать, запланированы ли на полях мероприятия у Путина какие-либо двусторонние встречи. «Мы сообщим», — сказал он. Предыдущее аналогичное мероприятие прошло в 2018 году, также при участии Путина. Итогом саммита стало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Также президент РФ посетит с визитом Таджикистан. О повестке встречи мало что известно, однако лидерам каспийских стран точно будет что обсудить.

За время, прошедшее после предыдущего Каспийского саммита, сменились лидеры в Иране, Туркменистане и Казахстане, так что корректировка работы этого неформального объединения уже в силу этих причин неизбежна. Не говоря уже о том, что саммит, перенесенный с прошлого года, пройдет в условиях боевых действий на Украине, которые сейчас формируют принципиально новую реальность. Важность для Путина личного участия в саммите подчеркивается в частности тем, что он, судя по всему, изменил прежние планы посетить Белоруссию в конце июня, чтобы вместе с Лукашенко принять участие в Форуме регионов Союзного государства в Гродно. Теперь это мероприятие пройдет в формате видеоконференции.

Дабы качественно продвинуть прикаспийское экономическое сотрудничество в условиях антироссийских и антииранских санкций и разрушения сложившихся логистических цепочек предстоит дорешать те проблемы, что остались от прошлой реальности. Ключевой, если не единственной стратегической общей темой предыдущих пяти саммитов был статус Каспийского моря. Распад СССР и появление новых независимых государств поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса были связаны с признанием Каспия озером или морем, разграничение которых по-разному регулируется международным правом. Лишь в 2018 году была, наконец, подписана конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Основная площадь водной поверхности была признана морем, а не озером. Конвенцию ратифицировали все прикаспийские государства, кроме Ирана. Парламент страны уже четыре года задерживает ратификацию.

Возможно, этот вопрос станет предметом обсуждения как на саммите, так и в ходе личной встречи Путина с президентом Ирана Ибрахимом Раиси. Именно в российской и иранской зонах Каспия расположены основные месторождения нефти и газа. Иран ждет решения вопроса об установлении прямых исходных линий на Каспии, от которых должна отсчитываться ширина территориальных вод на тех участках, где береговая линия извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов. Методика установления прямых исходных линий должна определяться отдельным соглашением между всеми сторонами. Такого соглашения пока нет. В силу специфики своей береговой линии — вогнутой формы, самой короткой из всех прилегающих стран и еще некоторых особенностей — Иран требует для себя определенных привилегий при определении прямых исходных линий.

В нынешних условиях давить на Иран никто не будет, особенно Москва, которая заинтересована не просто в использовании 40-летнего иранского опыта противостояния санкциям, но и в развитии двусторонней торговли. По итогам прошлого года ее взаимный товарооборот составил около 4 млрд долларов. Сейчас Тегеран заявляет, что готов взять на себя роль экономического коридора для России.

Москва и Тегеран уже договорились ввести бартер для облегчения торговли, что позволит Ирану импортировать в частности сталь в обмен на экспорт автомобильных запчастей и газовых турбин. Министр нефти Ирана Джавад Оуджи даже мечтает, что ежегодный объем экономических связей между Россией и Ираном может вырасти аж до 40 млрд долларов. Но это пока всего лишь мечты.

Важны будут нюансы двусторонней встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева, если она состоится. Баку по-прежнему пытается сбалансировать внешнюю политику и сохранить нейтралитет в межгосударственных отношениях. Хотя в феврале текущего года подписал с Россией декларацию о союзнических отношениях, сохранив при этом хорошие отношения и с Киевом. В контексте карабахского урегулирования Баку также интересует стабильная работа Зангезурского коридора, новых железнодорожных и автомобильных сообщений основной территории Азербайджана с Нахичеванским анклавом, проходящих через территорию Ирана и, что важно, минуя Армению. На фоне антироссийских санкций Баку, возможно, в скором времени пойдет на заключение соглашения о стратегическом партнерстве с ЕС. И хотя заместить российские газовые объемы Азербайджану не по силам, поддержать южные европейские страны, увеличив пропускную способность Южного газового коридора, Баку способен.

Азербайджан вообще может выступать в качестве международного транспортного узла, альтернативного российским маршрутам. Это и имеющаяся железнодорожная ветка Баку — Тбилиси — Карс, и Транскаспийский международный транспортный маршрут. Ранее, когда Баку поднимал вопрос о транзите грузов, особенно энергоресурсов через Кавказский регион, это вызывало болезненную реакцию Москвы. Но сейчас иная ситуация. Впрочем, вопросы логистики в новых реалиях так или иначе будут в центре внимания Каспийского саммита. Это, прежде всего, новые маршруты поставок нефти, газа и разных товаров через Каспийское море, в том числе в интересах Казахстана, который до сих пор преимущественно использует российские маршруты. Алиев и Токаев запланировали личную двустороннюю встречу в Ашхабаде.

Скорее всего, по итогам саммита мы не услышим констатации каких-либо существенных разногласий между лидерами. Все страны-участницы не склонны к публичной дипломатии, предпочитая решать спорные вопросы кулуарно. В то же время, в отличие от нынешних отвратительных отношений между Москвой и Западом, практически со всеми лидерами прикаспийских государств можно конструктивно разговаривать и о многом договориться. Все дело лишь в цене вопроса. Сегодня она для Москвы будет заведомо выше.