Анкара пока лишь начала расследование на предмет происхождения зерна, которое перевозил сухогруз под российским флагом «Жибек Жолы», пишет Bloomberg со ссылкой на неназванных высокопоставленных турецких официальных лиц. В свою очередь турецкие СМИ сообщили, что местные власти сейчас ведут переговоры с представителями России и других стран, выясняя, чье все-таки это зерно. И даже точно неизвестно, сколько его на судне: то ли 4,5 тысячи тонн, то ли 7 тысяч тонн. Глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что нужно разбираться, потому что судно «вроде бы» шло под российским флагом, но принадлежит оно Казахстану, а груз вообще шел по контракту между Эстонией и Турцией.

Дальше может начаться самое интересное: от решения Анкары, возможно, будет зависеть местное судоходство, предполагает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Если Турция примет решение, что это зерно нелегально, противозаконно и необходимо его задержать, конфисковать, еще что-то, то это будет сразу мощнейшим сигналом для всего судоходства в регионе — что с грузами из украинских портов Азовского моря связываться ни в коем случае нельзя, потому что это очень опасно. Если только они не перевозят в российские порты».

Можно, конечно, предположить, что если зерно и дальше будут вывозить по морю из того же Бердянска, то сначала оно пойдет в российский порт, потом сменит владельца и уже уйдет по месту назначения. И дело еще в том, что зерно или любой другой товар нельзя назвать в прямом смысле украинским. Оно может быть там произведено, но сделала это не отдельная страна, а какая-то конкретная компания, которая продала его другой конкретной компании. Вполне возможно, контракт был заключен еще несколько месяцев назад. Например, в январе. Но повод для жалобы у Киева есть. По идее, за это зерно должны быть уплачены пошлины в чью-либо казну. Продолжает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Единственное, что, наверное, может настораживать украинскую сторону, это тот факт, что действительно не проходит таможенное оформление в целях вывоза зерна, которое уже отправляется, вероятно, покупателю, который, вероятнее всего, уже за него заплатил и ожидает. Здесь очень много вопросов на самом деле, но это не предмет необоснованного ареста судна».

Но пока даже неизвестно, задержан ли в принципе этот сухогруз. Источник РИА Новости сообщил, что он просто стоит перед входом в порт. В то же время моряки могли пожаловаться на то, что судно задержали, но пока таких сообщений не было, констатирует первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук:

Игорь Ковальчук первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков «Что касается моряков, к нам жалоб никаких не поступало, поэтому пока никакого реагирования не требуется. Потому что у моряков же все просто: вода, еда есть на пароходе, зарплату платят — значит, все в порядке. А стоит оно или идет куда-то, выгружается, грузится — это подробности, за которые отвечает судовладелец».

И не менее интересна еще одна деталь. По данным турецких СМИ, в порту уже стоят грузовики, водители ждут, пока судно разгрузится и когда они повезут зерно до места назначения. И тот владелец, который заплатил деньги за этот товар, наверное, сейчас не очень понимает, почему он к нему не едет. И ему, скорее всего, не очень важно, по каким политическим причинам состоялась задержка.