Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на марафоне «Знание. Сила» рассказал, как его дочь попалась на уловки телефонных мошенников. Песков отметил, что злоумышленники хорошо владеют искусством убеждения:

«Дочка попалась в прошлом году. Уж сколько я ей говорил об этом, но она говорит, это было как гипноз, она даже ничего не поняла, стала называть свои ПИН-коды и так далее, и у нее с двух карточек сняли деньги, то есть она была абсолютно осведомлена. И я, и банковские представители ей очень много и детально рассказывали, что нужно делать, чтобы обезопасить себя в цифровом плане. Но сила убеждения иногда побеждает знание, службы безопасности банков тогда очень быстро среагировали, она обратилась, удалось ей все деньги вернуть. Я уж не знаю, поймали этих нехороших «талантливых» людей или не поймали, но деньги вернули».

В 2021 году число мошеннических переводов в России выросло на треть, превысив 1 млн. В общей сложности злоумышленники украли у клиентов банков 13,5 млрд рублей. При этом вернуть пострадавшим финансовые организации смогли лишь 7% средств. По данным ЦБ, уровень возврата падает уже второй год подряд.

Почему дочери Дмитрия Пескова тем не менее удалось вернуть деньги? Рассуждает директор технического департамента RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики Федор Музалевский:

— Такое бывает у юридических лиц в тех случаях, когда со счета банка, допустим «Сбера», переводится сумма денег, и там есть задержка, вот именно в этот момент владельцы чаще всего могут спохватиться и приостановить мошеннический перевод. В случаях, когда деньги крадут у физических лиц переводом с карты на карту, случаи возврата стремятся к нулю. Вообще, случаи возврата для физических лиц возможны в тех случаях, когда заблокирована карта мошенников, то есть когда в мошеннической схеме появился сбой и деньги, допустим, у меня или у вас списали, а на карту мошенников они не смогли быть зачислены, потому что карту заблокировала служба банка по рекомендации ЦБ, рекомендации от самого банка. Во всех остальных случаях возврат денег тем, у кого они были похищены, — это добрая воля самих банков. И логично предположить, что в данной ситуации именно это и произошло.

— Песков также назвал способ общения злоумышленников с людьми гипнозом.

— Есть технологии общения, которые призваны даже не вызвать доверие у юридически подкованных граждан, а забить общение с потенциальной жертвой множеством терминов, конкретных сумм, номеров счетов, и это имеет определенное сходство с так называемым цыганским гипнозом, когда внимание человека распыляется на такие мелочи и ситуацию он перестает контролировать.

На прошлой неделе регулятор предложил обязать банки в течение 30 дней возвращать клиентам средства, которые отправились на мошеннический счет. В два раза длиннее предлагают сделать срок по трансграничным переводам.

ЦБ также хочет обязать банки возмещать пострадавшему сумму в полном объеме, если информация о мошеннике в момент перевода была в базе подозрительных данных Банка России. По мнению экспертов, инициатива сподвигнет банки ответственнее относиться к защите своих клиентов.