С начала года оно подорожало на 20-30%, заявили ведущие издательства. И это самый серьезный рост за последние 20 лет, пишет РБК. Причин несколько: нехватка мощностей в типографиях, рост стоимости бумаги и печати. А теперь новая проблема — острый дефицит кадров, который может обостриться из-за частичной мобилизации.

Кризис полиграфического, а значит, и книгоиздательского сектора начался еще в пандемию. Тогда резко упали заказы на печать новых тиражей книг, выпуск их стал в разы меньше. В этих условиях типографии уже в 2020 году вынуждены были сокращать сотрудников. А издательства после этого сталкивались с тем, что некоторые новинки просто невозможно было напечатать. Все это происходило на фоне логистических проблем из-за закрытых границ и отсутствия инвестиций в отрасль с 2008 года.

В 2022 году — новый удар по отрасли в связи со спецоперацией России на Украине и последующими санкциями. Возникли сложности с поставками оборудования. Сейчас оно на 100% европейское. Издатели испытывают также дефицит полиграфических мощностей. В результате себестоимость книг выросла более чем на 30%, рассказала PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова:

Екатерина Кожанова PR-директор издательской группы «Эксмо-АСТ» «Книжных типографий в России не так много, их сохранилось всего шесть основных. Издатели испытывают дефицит полиграфических мощностей. Самый острый вопрос — это даже не вопрос оборудования или расходных материалов, оборудование в принципе стоит, детали какие-то можно заказывать самостоятельно, аналоги находить в Азии, но сейчас очень остро стоит кадровый вопрос. В типографии люди не хотят идти работать. Средний возраст сотрудников — 40+. Сейчас работники первой категории попали под мобилизацию, и есть риск, что если с производства заберут 100 человек, то выпуск сократится наполовину. [Владелец группы] Олег Новиков декларировал, что он готов инвестировать в этот сектор более миллиарда рублей, но если в типографиях будет некому работать, то инвестиции не имеют никакого смысла».

Одна из крупнейших российских типографий «Парето-Принт» находится в Тверской области. Она принадлежит владельцу «Эксмо-АСТ» Олегу Новикову. Типография обратилась к губернатору региона Игорю Рудене с просьбой обеспечить сотрудников предприятия бронью от частичной мобилизации. Если их призовут, типография лишится 46% персонала. А это приведет к полной остановке производства. На смену мобилизованным вряд ли кто-то придет, производство вредное, специалистов-печатников практически не готовят, учить новичков приходится на производстве, а это долгий процесс. У остальных участников рынка аналогичные проблемы, указывает коммерческий директор типографии «Константа» в Белгороде Юлия Богатырева:

Юлия Богатырева коммерческий директор типографии «Константа» в Белгороде «Выросла стоимость материалов, краска, которую мы применяем, — импортная, ее цена значительно увеличилась. Увеличилась стоимость формы, также увеличилась стоимость бумаги, которую в России производит один завод. Картоны — импортные, тоже дорожают. Помимо этого, когда мы говорим про мобилизацию, то вероятность уменьшения количества персонала повышается. Ушла доля рынка, когда бизнес печатал для себя, корпоративную продукцию. Остались те, которые печатают то, что необходимо, запланировано. Книга часто возникает как элемент роскоши».

Директор издательства детской литературы «Росмэн» Борис Кузнецов назвал рост производственных цен на книжном рынке самым значительным за последние 20 лет. Его издательство уже всерьез обсуждает вопрос переноса производства в другие страны, но признает, что это риск, отмечает Борис Кузнецов:

Борис Кузнецов директор издательства детской литературы «Росмэн» «Типографии сейчас очень загружены, в ряде случаев мы получаем задержки по выходу тиражей на два-три месяца. Боюсь, что эта ситуация будет только усугубляться. Мы рассматриваем перемещение печати тиражей в Индию, Иран, Китай, но есть проблемы логистического характера. Стоимость логистики за этот же период у нас увеличилась в 2,5 раза. И если только изменится курс доллара, размещение за рубежом станет моментально не просто невыгодным, а убыточным. Это рискованное размещение. Логистика по цене выше, чем стоимость производства».

По словам Бориса Кузнецова, оборудование типографий постепенно уже начинает выходить из строя, а оно по большей части немецкое. То есть ремонтировать его сейчас невозможно. Проблемы в отрасли, безусловно, сказываются на цене книги для конечного потребителя. Розничные сети говорят, что готовое издание уже подорожало в среднем на 12%.