Обновлено 14 января в 13:00

Установленные габариты ручной клади авиакомпанией «Победа» нарушают права пассажиров. Такое решение утвердил Верховный суд России. Дело рассматривали с июня 2021 года. Тогда Ространснадзор предписал лоукостеру изменить нормы провоза багажа, тот подал кассационную жалобу. В итоге Верховный суд отказал в пересмотре дела и признал условия «Победы» незаконными.

По правилам авиакомпании габариты ручной клади не должны превышать 36 х 30 х 27 сантиметров. При этом в перечне предметов для бесплатного провоза от Минтранса числятся, например, костыли и детская люлька, но они не входят в эти размеры. «Победа» ранее в суде настаивала, что правила должны учитывать размер самолета.

В лоукостере после решения суда сообщили, что уточнят правила провоза ручной клади.

Как заявили в пресс-службе авиакомпании, «Победа», безусловно, соблюдает действующее законодательство и в ближайшее время уточнит правила провоза багажа, чтобы клиенты по-прежнему могли безопасно и комфортно перевозить личные вещи на борту», цитирует РБК.

Требования лоукостера — это исключительно бизнес-модель, на безопасности увеличение размера багажа не скажется, считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков:

— Эта бизнес-модель «Победы» мне почему-то напоминает повесть Носова «Незнайка на Луне». Как гостиница «Экономическая», которая стоит дешево, но дальше за все надо платить — за кровать, за постельное белье, за столик. Бизнес-модель «Победы» примерно такая же — билеты дешевые, но за остальное доплачивайте. Безусловно, выполнение решения Верховного суда не отразится на безопасности полетов, и залогом тому — опыт остальных российских авиакомпаний.

— Теперь есть решение Верховного суда. Могут ли пойти иски от пассажиров за прошлые случаи, когда не разрешали проходить в салон с ручной кладью?

— Я думаю, что те, кто начиная с июня 2021 года, когда было выдано предписание Ространснадзора, и по сегодняшний день доплачивали «Победе» за превышение габаритов ручной клади, могут обратиться в «Победу» с требованием возвратить им средства, которые они доплатили за превышение габаритов, а если авиакомпания добровольно откажется возмещать, имеет смысл пойти в суд. Но в суде надо уже и моральный ущерб пытаться взыскать.

— Теперь компания посчитает, посмотрит в течение какого-то периода, сколько они недобирают за багажи. Стоит ждать увеличения стоимости билетов?

— Думаю, что на увеличении стоимости билетов непосредственно это особо не скажется, просто потому что это крайне маленькие деньги. То, сколько они могли дополнительно с пассажиров получить денег за сверхгабаритный багаж, — это доли процента от стоимости эксплуатации авиапарка.

В 2018 году «Победа» сама обратилась в суд, требуя отменить правила Минтранса о бесплатном провозе вещей из списка сверхнормативной ручной клади — тех же букетов и колясок. Гендиректор компании Андрей Калмыков с юристом приносили в суд калибратор и вещи из списка, чтобы показать, что правила провоза этого багажа невыполнимы. Суд иск отклонил. После этого «Победа» получила предписание Ространснадзора привести свои правила в соответствие с федеральными.

Дело о незаконных габаритах багажа, установленных лоукостером, рассматривали полтора года. «Победа» продолжала настаивать, что правила должны учитывать размер самолета. Комментирует гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

Борис Рыбак гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» «Ограничения по весу и габариту выглядят логично: салон воздушного судна — это небольшое замкнутое пространство, где есть полки для хранения ручной клади, у них тоже совершенно четкие размеры — превышать их невозможно. Можно ли взять пластиковую трубу длиной 2,5 метра, но при этом она будет меньше 5 килограммов? Конечно же, нельзя. Ее размер выходит за разумные пределы. Пытаться все законодательно регулировать, на мой взгляд, бессмысленно: сегодняшние полки позволяют загрузить как минимум два лишних больших чемоданчика по сравнению с тем, что было три года назад».

В следующем 2019 году «Победа» снова попыталась отстоять собственные правила.
Столичная прокуратура потребовала отменить платную регистрацию пассажиров за границей. Ранее на стойке в зарубежных аэропортах нужно было заплатить 25 евро, при этом онлайн-регистрация оставалась бесплатной.

В руководстве лоукостера подчеркивали, что их новые правила — это мотивация клиентов к самостоятельной регистрации для сокращения расходов авиакомпании. Сначала Щербинский суд встал на сторону «Победы», но прокуратуре удалось обжаловать это решение в Мосгорсуде.