Обновлено в 15:38

Минтранс потребовал к осени изменить положение опознавательных знаков на самолетах. Как следует из приказа главы ведомства Виталия Савельева, государственный и регистрационный номера, в соответствии с международными нормами, теперь должны перенести с правого на левое крыло самолетов.

По подсчетам аналитиков, сейчас в парках крупнейших российских авиакомпаний суммарно находится 550 самолетов — изменить маркировку на них обойдется в более чем 5 млн долларов.

Авиакомпании уже раскритиковали инициативу и призвали ведомство заняться более важными делами, сообщает РБК со ссылкой на представителей отрасли. В частности, решить проблему с поддержанием летной годности самолетов в условиях санкций, когда запрещены поставки в России и новых самолетов, и запчастей. Продолжает авиаобозреватель РБК Артем Кореняко:

Артем Кореняко авиаобозреватель РБК «Насколько я понял, введение этих новшеств связано с развитием беспилотной авиации, беспилотников и в целом беспилотной индустрии, потому что в предыдущем приказе Минтранса 2014 года не было четко прописано нанесение маркировки на беспилотные воздушные судна. В новом приказе появились алгоритмы нанесения и правила нанесения маркировки на беспилотные воздушные суда, там этот приказ ждали. Это касается в целом воздушных судов, которые эксплуатируют наши авиакомпании, которые перевозят пассажиров и грузы, там с недоумением восприняли это новшество, потому что оно потребует вывода на какое-то время самолета из эксплуатации, кто-то считает, на несколько часов, кто-то до четырех дней в зависимости от того, как качественно выполнить эту перекраску. Можно сделать наклейки, но это будет ненадолго, там суть именно технического характера, чтобы буквенное обозначение было цифровым в одном месте, а сейчас оно разнесено по разным частям крыла — по левым и по правым. Номера сейчас у всех есть, то есть идет техническая история, которая требует времени, сил и финансовых затрат, и вот та цифра, которая озвучена в материале, касается магистральных самолетов, у региональных самолетов плоскость крыла меньше, потребуется меньше краски, наклеек, это будет стоить дешевле. Есть полгода, это достаточный срок, чтобы это сделать. Никто сейчас не останавливает самолеты из-за этой маркировки. Если это сделано не будет, тогда контролирующие органы могут отстранить воздушное судно от полета, но это будет через полгода. Нет никакой трагедии, просто забавно, что в нынешних условиях такие требования появились. Сейчас у отрасли другие задачи, авиакомпании занимаются поддержанием летной годности и так далее, и их эта техническая история расфокусирует и немножко отвлекает их внимание».

Мнение гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого:

Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «С обывательской точки зрения, если опознавательные знаки будут на одном крыле, то неавиационным людям будет легче задрать голову и увидеть, что это за самолет, военным, пограничникам, полицейским. С точки зрения безопасности полетов, не вижу никакого смысла в этом изменении, его своевременность тоже у меня вызывает вопросы, это дополнительная работа и дополнительные расходы. В России около 10 организаций, возможно, это создает для них новые рабочие места, новые заказы. Надо понимать, эти все самолеты были сняты за последний год с бермудской регистрации и поставлены на российскую. И это уже один раз компании прошли, то есть они отдирали старую регистрацию, приклеивали новую, не прошло и года, и теперь им надо будет по новому кругу это все сделать. Если прошлая имела хоть какое-то логическое объяснение, хотя собственники самолетов были против, но это ладно, но теперешние требования непонятные».

В течение этого года авиавласти уже предлагали нововведения, которые вызывали недоумение в отрасли. Например, в январе Росавиация потребовала от авиакомпаний отчитаться о поведении пилотов и бортпроводников. Поводом стал старый ролик в Сети, где пилоты, матерясь, ищут кнопку отключения громкой связи. В отрасли это видео назвали фейком и поводом для очередной бессмысленной проверки.