Когда слышишь про новые таможенные правила на границах, особенно в последнее время, немедленно представляются транспортный коллапс и задержки грузов на несколько недель. Так было, когда Белоруссия и Польша с Литвой устраивали взаимные ограничения на границах, это приводило к многокилометровым пробкам из грузовиков. В случае с Казахстаном, как отмечают опрошенные Business FM игроки рынка, таких проблем ожидать не стоит, разве что в первые дни. Все-таки затея с электронным ведением накладных возникла в том числе и для ускорения прохождения границы. Электронная накладная должна будет оформляться до пересечения границы и заверяться цифровой подписью.

Казахстан для России с точки зрения логистики — это перевалочная база для поставок товаров по параллельному импорту. Хотя в целом объем перевозок там не так критичен по сравнению с Турцией. О том, что именно РФ возит через Казахстан, рассказывает коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский:

Кирилл Латинский коммерческий директор SOTA Logistic «Казахстан сейчас находится примерно на втором месте после Турции по поставкам в Россию различных подсанкционных товаров неказахского происхождения. Это бытовая техника, полупроводники, автозапчасти, запчасти к самолетам. Очень чувствительные позиции для российской экономики. Российское бизнес-сообщество, разумеется, сильно взволновано. На наш взгляд, введение подобных электронных документов может позволить Казахстану в режиме онлайн принимать решение, пропускать тот или иной груз в сторону России либо не пропускать. [Во втором случае] накладная будет заблокирована на выпуск, товар в сторону российских грузополучателей доставлен не будет. Как это будет работать для всех, пока совершенно непонятно».

По данным казахстанского Центра развития торговой политики QazTrade, объем экспорта из Казахстана в Россию в прошлом году увеличился на четверть — до 8,8 млрд долларов. Новая онлайн-система может представлять собой полноценное таможенное оформление товаров, хотя такой процедуры на внутреннем рынке ЕАЭС не предусмотрено, указывает президент Национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

Владимир Матягин президент Национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» «Я не вижу большой трагедии, так как у нас не такой большой товарооборот. В большей степени наши используют Казахстан для решения вопросов по параллельному импорту. Когда ты с другой страной работаешь, ты стараешься работать вбелую, потому что могут быть всякие нюансы. Контрабандистам, может быть, это ухудшит работу. У нас же с Казахстаном таможенное пространство — как такового глобального контроля на границах не осуществлялось. То, что это в электронном виде будет контролироваться более тщательно и жестко, я считаю, что это будет обелять рынок. Особенно с какими рисками сталкиваемся в последний год, мы уже, наверное, настолько адаптировались, что, как только слышим, как где-то возникают поползновения, тут же бизнес начинает думать, перестраиваться и не ждать, когда что-то рухнет».

Как отмечает Астана, эта система в пилотном режиме тестировалась с прошлого декабря и на добровольной основе. Опрошенные Business FM перевозчики особых жалоб на нее не слышали. Может, и сейчас обойдется.