Экспорт бензина из России с начала года вырос почти на 40% почти до 2 млн тонн. Это превосходит прошлогодние показатели на 5%, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые со статистикой. Это несмотря на действующие эмбарго на морские поставки в ЕС и ценовой потолок.

Откуда такая статистика и каковы перспективы экспорта нефтепродуктов из России на внешние рынки? Об этом Business FM поговорила с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станиславом Митраховичем:

— Власти избрали такой тип общения с обществом и бизнесом, как вброс информации через уважаемые СМИ, поэтому «Ъ» уже целый год пишет статьи, в которых он ссылается на источники, знакомые со статистикой. Более-менее это, наверное, соответствует деталям, ничего нового нет уже целый год с точки зрения коммуникаций. По сути российский бензин оказался востребованным, товар сам по себе нужный, санкции не уничтожают необходимость в товаре как таковом. У дизеля есть своя динамика. Думаю, можно верить той статистике, которую дает «Ъ», дизель традиционно больше экспортировался, чем бензин, бензин традиционно 10% экспортировался из того, что мы производим, а дизель это половина, поэтому есть динамика, связанная с тем, каким компаниям как удалось перестроить логистику в текущих обстоятельствах. Сам по себе дизель и бензин — товары востребованные, поэтому общая статистика благоприятная для РФ.

— Как работает механизм обхода санкций, как бы вы оценили его действенность?

— Прайс-кэп, или стоимость товара для конечного потребителя без учета стоимости транспортировки и страховки. Поэтому формально дизель и другие нефтепродукты попадают под прайс-кэп, то есть можно его транспортировать все равно западными компаниями, кипрскими, поэтому схема и работает. А дальше использовать теневой флот, где уже прайс-кэп можно не соблюдать, судоходных компаний, которые зарегистрированы либо в России, либо за пределами западных юрисдикций, достаточно для того, чтобы экспортировать нефтепродукты. Это либо реэкспорт, товар приходит, получает другой порт приписки и дальше экспортируется, либо потребляется внутри страны, а свой товар уже по более высокой цене она экспортирует в Европу обходным путем, уже имея другой сертификат, статус происхождения.

— Сколько еще будет продолжаться такая картина роста?

— Такая картина достаточно стабильная, пока не начнут ужесточать прайс-кэп, дальше полностью использовать только своих перевозчиков или тех, кто находится в дружественных юрисдикциях, у российских компаний может не получиться, тогда неизбежно будет сокращение. Плюс сокращение добычи анонсировано в рамках сделки внутри ОПЕК+ с мая, поэтому там будет сокращение общей добычи, может повлиять и на экспортные поставки. Самое главное на перспективу смотреть, как будет [меняться] прайс-кэп, потому что еще десятки процентов нефти и нефтепродуктов возятся западными компаниями, прежде всего, Греция и Кипр. Нам нужно было раньше думать о том, чтобы выстраивать собственные страховые компании и те, которые занимаются судоходством.

ЕС и страны G7 ввели потолок цен 5 февраля для экспорта российских нефтепродуктов, который предполагает два предельных уровня цен: 100 долларов за баррель для бензина и дизтоплива и 45 долларов за баррель для нафты и темных нефтепродуктов. Судовладельцам и страховым компаниям запрещено оказывать услуги по перевозке российских нефтепродуктов по контрактам, не предусматривающим условия предельной цены.

Bloomberg сообщало со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa, что на фоне этих ограничений в марте импорт сырой нефти из России в Индию достиг нового максимума. Москва шестой месяц подряд становится крупнейшим поставщиком нефти в Индию. Reuters писало, что в последнее время существенно вырос импорт российских дизеля, нафты и мазута в Сингапур, откуда эти продукты поступают в другие страны Азии.