В российский прокат вышло продолжение оскароносного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Несмотря на рекордный для российского кинематографа бюджет картины в 55 млн доллров, критики сомневаются в широком успехе у зрителей. Впрочем, возможно, интерес подстегнет включение фильма в программу Международного Каннского кинофестиваля.

События фильма разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Согласно сюжету, бывший комдив Котов, который был осужден в 1930-е годы как враг народ, не был расстрелян, как это утверждалось в официальных документах, а чудом выжил и отправился на войну в качестве рядового бойца штрафбата.

Отснятого материала получилось столько, что фильм пришлось разбить на две части. В результате, получилась эпическая дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов. Первая часть — «Утомленные солнцем: Предстояние» — приурочена ко Дню победы, она вышла на экраны в четверг, 22 апреля. Вторая — «Утомленные солнцем: Цитадель» — стартует осенью, 4 ноября. Кроме того, ожидаются дополнительные 15 серий телеверсии.

Фильм стал самой высокобюджетной российской картиной последних лет. «Утомленные солнцем-2», по данным «Википедии», обошелся создателям в 55 млн долларов. Впрочем, по словам киноэкспертов, это не гарантирует картине широкого зрительского интереса. Сама идея снимать продолжение уже завершенного, пусть даже талантливого фильма, воскрешать героев, придумывать неоправданные коллизии выглядит довольно странно, тем более что с момента выхода первых «Утомленных солнцем» прошло 15 лет. Понятно, что режиссеру хотелось использовать оскароносный бренд. Поэтому не исключено, что первая часть дилогии принесет достаточные сборы, говорят критики. Однако в успехе второй картины они сильно сомневаются.

«Не думаю, что этот фильм окупит свои затраты, — высказала свою точку зрения радиостанции Business FM член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Ольга Галицкая. — Может быть, первая часть и соберет какую-то внушительную сумму, но в любом случае, для того, чтобы окупить эту картину, она должна была быть хорошей. К сожалению, этого не случилось».

По мнению российского киноведа Кирилла Разлогова, рекордный бюджет в 55 миллионов долларов видно невооруженным взглядом. «Видно каждый доллар! Это огромная, чрезвычайно масштабная работа. С этой точки зрения, весь бюджет на экране», — восклицает он.

Прогнозируя уровень успеха, Разлогов отметил, что вряд ли фильм Михалкова посетит такое количество зрителей, которое наблюдалось на «Аватаре». Оценить же кассовые сборы фильма Михалкова более точно эксперты затрудняются.

Напомним, блокбастер в научно-фантастическом жанре культового режиссера Джеймса Кэмерона (James Cameron) с бюджетом в 237 млн долларов уже за первые 17 дней собрал в международном прокате 1,22 млрд долларов. Сборы в США на сегодняшний день составили 745,1 млн долларов, в других странах — 1,96 млрд долларов, в России 113,5 млн долларов. Общие кассовые сборы фильма составили 2,7 млрд долларов.

Если вспомнить прокат в России, то всего за месяц с небольшим «Аватар» собрал в два раза больше, чем «Ирония судьбы» и «Ледниковый период-3». В рублях это составило более 2 млрд. Такие сборы эксперты назвали феноменальными.

«Если же зрительским успехом считать успех предыдущей картины Михалкова — фильма «12», то есть шанс, что новая картина будет пользоваться большим успехом, — уверен Разлогов. — Вообще качество фильмов в минимальной степени зависит от объемов его посещаемости. С этой точки зрения качество этой картины для меня бесспорно. Пойдет ли смотреть фильм массовый зритель, подростки? Не знаю. Думаю, что больше, чем смотрели, скажем, картину Тарантино со сходным сюжетом».

Другой вопрос, а надо ли было в эту картину столько вкладывать. Ольга Галицкая считает, что бокс-офис будет скромным, несмотря на то, что в фильм вложены огромные деньги. Этому, по мнению эксперта, будет способствовать обилие в картине безвкусных сцен.

«По фильму действительно видно, что он дорогой. Другой вопрос — стоило ли вкладывать так много денег в такой неудавшийся фильм. Главная проблема этой картины в том, что она совершенно не трогает зрителей. Мне кажется, беда режиссера Михалкова в том, что, несмотря на огромное количество человек — около 1,5 тысяч — на самом деле у него нет тех самых единомышленников, с которыми он делал свои лучшие фильмы когда-то, — рассказала Business FM Ольга Галицкая.

Она вспомнила, что по лицам ветеранов, посетивших премьеру в Кремле, можно было понять, что фильм не только не тронул их, но и просто покоробил. «Мы привыкли к тому, что лучшие образцы нашего отечественного военного кино — это пронзительные истории. Возможно, они не такие «богатые», но это обязательно фильмы, рассказывающие судьбу человека. В этом же фильме такая судьба выглядит муляжом настоящих человеческих чувств», — говорит Ольга Галицкая.

Тем не менее, картина вошла в официальную программу 63-го Международного Каннского кинофестиваля, который пройдет с 12 по 23 мая. В официальной программе заявлено 16 кинолент. Впрочем, шансы на награду «Утомленных солнцем» эксперты оценивают как низкие. При этом они отмечают, что золотая пальмовая ветвь могла бы стимулировать зрительский интерес. «Если говорить о том, что Россия должна быть представлена своим самым дорогим фильмом, то с «Утомленными солнцем» ничто не сравнится, потому что на сегодняшний день это самый дорогой фильм в отечественном кинематографе, — рассказывает Ольга Галицкая. — Другое дело, что Каннский фестиваль такими критериями обычно не руководствуется».

По мнению эксперта, в данном случае сыграли роль другие соображения: годовщина Победы, год России и Франции. Кроме того, просматриваются и политические мотивы. «Немаловажную роль сыграл интерес зарубежных прокатчиков картины, которые лоббируют фильм, планирующийся к показу в Европе. Шансов на награду у этого фильма быть не должно», — резюмирует Галицкая.

Какую-то награду фильм, безусловно, получит. Но режиссер хочет получить золотую пальмовую ветвь, а с этим возникает достаточно сложная ситуация, поддерживает Кирилл Разлогов.

Между тем, опыт дилогий в российском кинематографе можно считать, скорее, неудачный. Так, вторые части картин «Обитаемый остров» и «Параграф 78» не поставили рекордов. Возможно, кассовую судьбу этих картин повторят и «Утомленных солнцем».