Первая за 47 лет российская лунная миссия стартовала 11 августа. Автоматическую межпланетную станцию «Луна-25» успешно запустили с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз».

Согласно сообщениям «Роскосмоса», все шло по плану вплоть до 19 августа, когда станция перестала выходить на связь. Госкорпорация не давала объяснений этому, молчание специалисты находили тревожным. И вот 20 августа горькое резюме. «Луна-25» разбилась о поверхность спутника Земли.

Это случилось «в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных, космический аппарат «Луна-25» перешел на нерасчетную орбиту». То есть станция уже готовилась к посадке, и в тот момент, когда она должна была выдать импульс для формирования предпосадочной орбиты, связь с ней прервалась. Но что-то пошло не так уже до этого момента, считает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Для специалистов было ясно, что не совсем все по планам. Поверьте мне, специалистам было понятно, что есть трудности. Как в этом случае можно было поступить вот с этим предпоследним маневром? Маневром я называю включение двигателей. Чтобы изменить траекторию, получив те параметры, которые были запланированы. Дальше, конечно, было не очень ясно: пойдет ли последний этап по плану, который выглядит достаточно опасным. Все-таки руководство, кто принимал решение, эти шероховатости оценило как допустимые. Может быть, стоило как-то более подробно поразбираться, что же там такое приводит к не совсем тем параметрам, которые ожидаются. Можно было взять тайм-аут либо рискнуть. Ну вот, решили рискнуть. По-видимому, это решение было неправильным, вот и все».

Ученый считает, что следовало подождать и отложить переход станции на предпосадочную орбиту. Но теперь уже остается извлекать опыт из ошибок. Прилунение все-таки было главной задачей этой миссии. Специальная межведомственная комиссия теперь будет разбираться, почему это так и не удалось.

Ученые настаивают, что надо делать скидку на то, что это все-таки был первый за последние почти полвека полет на луну отечественного космического аппарата. Запуск был успешным. За время полета станция «Луна-25» дважды скорректировала траекторию, а 16 августа сумела выйти на лунную орбиту высотой около 100 километров. Во время полета научные приборы, включенные на станции, провели первые измерения и передали результаты на Землю. Станция передала несколько селфи, а после выхода на орбиту сфотографировала поверхность Луны, запечатлев южный полярный кратер Зееман на обратной стороне естественного спутника Земли. Снимки кратера существенно пополнили имевшиеся у ученых сведения о нем.

Сейчас важно, чтобы космическая программа продолжалась с еще большей интенсивностью, и она ожидаемо будет скорректирована, говорит главный редактор медиа «Pro Космос» Александр Баулин:

Александр Баулин главный редактор медиа «Pro Космос» «В последний раз мы отсылали аппарат на Луну в 1976 году. За 47 лет сменились конструкторы, инженеры, сменился обслуживающий персонал, то есть произошла полная смена поколений. Молодые инженеры смогли выполнить большую часть задания, даже старт с орбиты для межпланетных станций России не всегда удавался. Мы можем вспомнить программу «Фобос», когда она просто не ушла с орбиты. Мы убедились в том, что молодое поколение при наших возможностях способно запустить аппарат на окололунную орбиту, К моменту старта уже начали действовать санкции — и мы убедились в том, что мы можем самостоятельно создавать аппараты, приборы, необходимые для перелета и изучения окружающей среды на Луне. Это тоже будет важно, санкции имеют свойство продолжаться долго, будет важно, что мы можем самостоятельно изготавливать как ракеты, так и межпланетные станции, так и оборудование для них».

По словам эксперта, после неудачи с «Луной-25» ожидаемо будет сложнее со следующей похожей миссией «Луны-27», эта станция тоже должна будет прилуниться, а положительного опыта все еще нет. Его у России, к слову, никогда и не было.
Тестовое прилунение — однозначно все еще узкое место. И тут предстоят значительные доработки.

Опыт других космических держав показывает, что с первого раза получается крайне редко. Только за последние пять лет половина из 18 миссий на Луну признаны частично или полностью неудачными, включая теперь уже российскую «Луну-25».

На фоне новости о крушении аппарата «Луна-25» стало известно, что один из научных руководителей космических исследований СССР, академик Михаил Маров попал в ЦКБ. Марову 90 лет, он один из последних ученых, кто был лично знаком с Королевым, был научным руководителем программы по исследованию Венеры, участвовал в советских лунной и марсианской программах.