Компания Harman International Industries, владелец бренда музыкальных колонок JBL, проиграла суд российскому производителю колонок «Урал».

Американский производитель подал иск, поскольку посчитал, что компания «Урал» скопировала дизайн и запатентованные решения. В JBL требовали, чтобы «Уралу» было запрещено использовать наработки компании в четырех колонках, кроме того, была запрошена компенсация на сумму 3 млн рублей плюс 500 тысяч рублей судебных расходов.

В обеих компаниях провели опросы покупателей, которым предлагалось сказать, отличаются ли колонки визуально, кроме того, были проведены патентные экспертизы. О судебном процессе рассказывает начальник юридического отдела компании «Урал» Владимир Локарев.

Владимир Локарев начальник юридического отдела компании «Урал» «Мы указали на то, что там существенно различается форма. У нас это имеет форму прямоугольника, если смотреть сбоку, а у них это трапеция. Также они, когда проводили соцопрос, сравнивали две колонки сразу, то есть две свои колонки сравнивали с нашими колонками, спрашивали у респондентов, схожи ли эти колонки. А так как каждая колонка защищена отдельным патентом, они должны были соцопрос проводить по каждой колонке. И плюс они на вот это сравнение выставили колонку не из патента, она другим патентом защищается и из другого поколения. Плюс показали картинки людям только в одной проекции, а надо было показывать колонки с разных сторон, чтобы человек мог увидеть отличия, а не только с одной стороны, с которой было выгодно. И опять же, на своих колонках оставили свой знак товарный JBL, а на наших замазали».

Чаще всего в таких делах суды встают на сторону правообладателя, говорит руководитель гражданско-правовой и корпоративной практики адвокатского бюро «Деловой фарватер» юрист Денис Юшков.

Денис Юшков руководитель гражданско-правовой и корпоративной практики адвокатского бюро «Деловой фарватер» юрист «Достаточно объективный подход суд проявил. Есть еще в деле патентоведческая экспертиза, которая, наверное, и поставила точку в споре этих юрлиц. Суд встал как раз на основе выводов этой экспертизы на сторону «Урала». Эти споры достаточно сложные, потому что тут два субъективных мнения встречаются, третье лицо в виде суда должно выбрать какое-то из них. Правообладатель говорит, что дизайн скопирован, какие-то решения промышленного образца скопированы, оппонент убеждает суд в обратном, что абсолютно нет никакого копирования и похожести. Здесь включаются в том числе доказательства, которые в этом деле присутствуют, полный набор, и социологические опросы от того и от другого. Иногда для отдельно взятого судьи бывает уже и этого достаточно, он берет за основу один из выводов того или иного опроса и принимает решение уже на этой основе. А чаще все-таки назначается экспертиза судебная, и уже на основании этой экспертизы решение происходит».

Владелец бренда JBL Harman International Industries является дочерним предприятием компании Samsung Electronics, которая ушла из России.