Стоимость фрахта судов растет из-за конфликта в Красном море. Как это отразится на России?
Из-за обстрелов йеменских хуситов меняются логистические потоки, все больше танкеров отказываются от короткого маршрута через Суэцкий канал. Цены на фрахт растут с каждой неделей. Выиграет или потеряет от этой ситуации Россия, судам которой хуситы обещали неприкосновенность?
Читать на полной версииОбновлено в 22:19
Bloomberg пишет, что мировые фрахтовые компании готовятся к затяжному кризису. Йеменские хуситы продолжают обстреливать суда, британские и американские военные выступают с ответным огнем. Все это вынуждает перенаправлять грузы в обход Суэцкого канала. Фрахт судов становится дороже, в итоге это ведет к росту цен.
Напрямую обстрелы йеменских хуситов на маршрут российских торговых судов практически не влияют. Суэцкий канал для контейнерного потока Россия и так использует не слишком активно. Одним из главных торговых партнеров России считается Китай, туда грузы идут через дальневосточный бассейн и наземным транспортом. Кроме того, направить товары можно и через Иран, а еще через Стамбул и Измир, когда торговля идет с Турцией. К тому же йеменские хуситы гарантировали российским и китайским судам безопасность в Красном море. Ударить по ним могут разве что по ошибке, отмечает Bloomberg.
Крупнейшие европейские перевозчики еще в прошлом году заявили, что отправят суда в обход Красного моря. И это решение уже отражается на ценах. По оценке гендиректора компании «Оптималог» Георгия Властопуло, в Турции стоимость фрахта за полторы недели выросла на тысячу долларов, раньше было около 200. И примерно 10% от суммы фрахта в итоге ложится в себестоимость товара. Проблема в том, что из-за более длинных теперь маршрутов контейнеров в нужных портах будет недостаточно, объясняет Георгий Властопуло:
Импорт из Китая достиг рекордных 100 млрд долларов. Рост стоимости фрахта отразится на ценах для покупателя через месяц-полтора. Здесь есть и неудачное сезонное совпадение — в Китае с 10 февраля начнут праздновать Новый год. Это значит, что за время недельных выходных в стране стоимость неотправленных товаров тоже будет расти.
С другой стороны, в части отправки нефти Россия от ситуации в Красном море может даже выиграть, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
От поставок СПГ через Красное море отказался Катар, один из крупнейших в мире экспортеров. За прошлый год страна обеспечила 13% потребления газа в Западной Европе, так что, по идее, стоимость СПГ должна вырасти. Хотя, по последним данным Bloomberg, за прошедший год цены на газ в Европе упали на 60%. И только за незаконченный январь они снизились еще на 12%. Никакие аномальные холода и перебои поставок в итоге, похоже, ни на что не повлияли. Издание объясняет падение цен на СПГ альтернативной энергией: солнечными батареями, ростом числа ветровых турбин, восстановлением производства атомной энергии во Франции. И, как обтекаемо пишет Bloomberg, вялым экономическим ростом, который ведет к снижению спроса.