Совет ЕС утвердил 15-й пакет санкций против РФ
В основном они касаются российского теневого флота и обхода предыдущих ограничений. Под санкции, в частности, попали авиакомпания Utair, застройщик ПИК, Тина Канделаки, а также китайские компании
Читать на полной версииОбновлено в 20:30
Евросоюз ввел против России 15-й пакет санкций, следует из пресс-релиза Совета ЕС. Известно, что под ограничения попали 54 физлица, 30 российских компаний и 32 иностранных — из Сербии, ОАЭ, Китая, Ирана и других стран. Впервые против китайских компаний введут блокирующие санкции за передачу России компонентов для беспилотников.
В частности, под ограничения попали госконцерн «Корпорация развития Донбасса», авиакомпания Utair и застройщик ПИК. Из числа физлиц в списках обозначены глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, генеральный директор «Газпром флота», «Газпром СПГ технологий» и «Газстройпрома», глава АО «Роснефтефлот», руководители компаний «Прайм шиппинг» и «Инвестнефтетрейд». Санкции вводятся против медиаменеджера Тины Канделаки, ее ЕС обвиняет в «дестабилизирующих действиях».
Наиболее заметными могут стать меры против 52 судов из третьих стран, которые Брюссель считает частью теневого флота России. С принятием пакета общее число иностранных судов, попавших под европейские ограничения, увеличивается почти в три раза. Представляет ли это угрозу для ресурсного экспорта или товарного импорта России? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Дополнительно ЕС расширил список компаний, признанных Брюсселем причастными к обходу санкций в интересах российского ВПК. В него добавлены 32 новые организации, в том числе юрлица из Китая, Индии, Ирана, Сербии и Арабских Эмиратов. Отмечается, что полноценные санкции впервые введены против китайских компаний, поставляющих в Россию компоненты для дронов и микроэлектроники.
Последствия для российских импортеров оценивает аналитик телеграм-канала «Русмикро» Алексей Бойко:
Алексей Бойко аналитик телеграм-канала «Русмикро» «В целом они ведут тактику «сотни мелких порезов», то есть не вводятся абсолютно радикальные изменения, но каждое следующее изменение усложняет, удорожает, замедляет процесс поставки, закупки за рубежом оборудования, комплектующих, материалов и прочего, повышается турбулентность, сдвигаются сроки поставок, эти поставки перестают быть гарантированными, то есть та или иная компания прекращает поставку, приходится искать нового партнера. Это чревато проблемами для микроэлектронного производства, потому что там не как с товарами народного потребления, когда можно легко сменить одного поставщика на другого. Смена поставщика одного и того же химического элемента требует отладки, перенастройки производственных процессов».
Наконец, Совет ЕС запретил европейскому правосудию брать во внимание обвинительные решения российских судов против европейских компаний. Сообщается, что это необходимо для защиты европейцев от новых судебных разбирательств в России. Комментирует адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
— Что можно сказать о том, что ЕС запретил брать во внимание решение российских судов?
— 9 декабря 2022 года Верховный суд РФ дал официальное толкование по применению новых статей. Если кратко их охарактеризовать, они наделяют российское подсанкционное лицо правом перетащить любой свой экономический спор в РФ, а статья 248.2 создает механизм запрета процессуальному оппоненту из недружественной страны продолжать или начинать против российского санкционного лица где-то за рубежом суд или арбитраж. И Евросоюзу надо было на это ответить, и только сейчас ЕС пошел на качественно новый шаг, он решил своим решением запретить судам, странам — членам ЕС признавать и приводить в исполнение на территории стран ЕС российские судебные арбитражные решения, которые получены в рамках статьи 248.1 и 248.2. В чем здесь большая проблема: сейчас любая страна — член ЕС, любой субъект делового оборота, суд может счесть эту норму противоречащей первичному праву ЕС, поскольку нельзя такое запрещать Совету ЕС на общегуманитарном уровне. Только парламент страны-члена может предусмотреть такие нормы, иначе это вторжение в процессуальное законодательство конкретной страны — члена Евросоюза. Второй момент. Признание и приведение в исполнение судебных решений целиком зависят от принципа взаимности, то есть как ты мне, так и я тебе, условно. Если в РФ признают и приводят в исполнение судебные акты по гражданским делам из Германии, Ирландии, то российская сторона, когда она хочет сделать то же самое в Ирландии или Германии, приносит подборку судебных актов судебной практики этих стран, где показывает, что смотрите, вы такие судебные акты признавали.
Кроме того, Евросоюз продлил срок действия всех исключений из санкций, которые сделаны для вывода инвестиций из России. ЕС рекомендовал компаниям ускорить сворачивание бизнеса в стране.