Итоги года: китайские бренды заняли почти 70% российского авторынка
Концерны из Поднебесной теперь конкурируют между собой, и далеко не всем новым маркам удалось у нас закрепиться. Как российский авторынок сменил одну зависимость на другую?
Читать на полной версииВеликий китайский автоэксперимент. Итог третьего года экспансии: за китайскими брендами уже почти 70% российского авторынка. В ушедшем году стало окончательно ясно, что третьего игрока в России не появится и останутся только китайцы с «АвтоВАЗом».
От считаных процентов своей доли до тотального доминирования — такой путь проделали китайские марки на автомобильном рынке России за последние три года. Подсчеты, конечно, есть разные, от «Автостата», «Авито Авто» и других агрегаторов, но консенсус установился на отметке 60-70% авторынка. Альтернативы — это стремительно стареющий парк европейских марок и продукция нашего «АвтоВАЗа». Три года — достаточный срок, чтобы оценить китайские новинки во всех возможных условиях. Есть те, кто машину попробовал, посмотрел и уже продает. Например, владелец Chery Tiggo 7 Pro Max Олег. После 15 тысяч километров пробега впечатления такие:
«Нравится то, что очень много функций автомобиля, то есть богато оснащен, оцинкованный кузов, вот это нравится. В отличие от китайцев предыдущих лет, довольно-таки неплохо сопротивляется коррозии, реагенты держит нормально. Не нравится то, что материалы отделки довольно дешевые, в частности сиденья: дерматин дешевый, очень неприятный на ощупь. Я до этого на BMW ездил. Очень сложно плюсы выделить по ездовой манере. Подвеска у него расхлябанная, несобранная, вроде бы и мягкая, но в то же время на мелких кочках отдается сильно, в поворотах кренится. Один раз обращался по гарантии: лобовое стекло , обогрев, у меня был заводской дефект, часть стекла не прогревалась, электрический обогрев не работал с завода, лобовое стекло меняли по гарантии . И второй момент: после зимы на дисках под лаком начали появляться пятна. Видимо, окислялся алюминий или что-то там. Признали гарантийным случаем, все четыре диска по гарантии попали под замену».
Не только классические бензиновые «китайцы» попадают на наш рынок — есть эксперименты с электрокарами и гибридами. И были те, кто готов был попробовать такую экзотику. Например, Александр приобрел так называемый последовательный гибрид LiXiang L9 и остался в восторге:
«Отличный автомобиль, я пересел с немецких автомобилей, BMW. LiXiang не хуже автомобиль. В некоторых технологических аспектах это лучше, чем те же самые немецкие, которые на самом деле уже отстали по технологиям, цифровым мультимедиа, лидарам. За период владения эксцессов не было, в штатном режиме прилетают обновления. Каждый раз, когда я автомобиль храню на улице, запускаю предварительный прогрев, сажусь в теплый автомобиль, эксцессов по текущей зимней эксплуатации не наблюдалось. Единственное, небольшой недостаток — это когда на трассе начинаешь ехать больше разрешенной скорости, машина немножко больше потребляет бензина, потому что в электромобилях на большой скорости потребление батареи становится большое. Последовательный гибрид старается подзарядить батарею, и расход топлива увеличивается».
Самая объективная картина по надежности, стабильности и долговечности китайских автомобилей будет у таксопарков — и, по их оценке, ситуация неоднозначная. С одной стороны, приставка «китайский» применительно к автопрому — давно уже не синоним чего-то плохого, с другой — проблем хватает: ресурс китайских машин в такси — максимум 150 тысяч километров, что очень мало. Продолжает руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев:
Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Не все машины хороши, сталкиваемся с такими поломками, которых мы давно не видели. Слабые места — это коробки передач, электрика, замерзают. Можно поговорить о марках, наоборот, которые хорошие. Вот есть китайские, допустим, Dongfeng Shine Max, есть китайские, которые производят на российском рынке, — это Haval. На сегодняшний день нет хороших китайских электрических машин. Есть китайские автомобили с пробегом 4-10 тысяч километров, которые покажут уже сразу проблематику. На тысячу машин проблемы с экраном, они самые минимальные, где-то у десяти машин были проблемы с экраном, с коробками тоже есть проблемы. По ходовой все нормально, проблем не было в этом плане».
За прошлый год, по данным агентства «Автостат», суммарные продажи новых легковых автомобилей китайских марок составили около 900 тысяч штук — очередной рекордный показатель. Самые популярные марки — Haval и Chery. Ситуация с запчастями уже гораздо лучше, чем в 2023 году, говорит сервисный директор франшизы «Вианор Москва» Николай Янковский:
Николай Янковский сервисный директор франшизы «Вианор Москва» «Не могу сказать, что какой-то бренд славится своей ненадежностью или какими-то конструктивными особенностями, странностями. По конструкции все эти автомобили ничем не отличаются от европейских, от корейских и от японских. Были сомнения в том, что, возможно, материалы, из которых изготовлены резино-технические компоненты, будут некачественные, но я могу сказать, что ничем не отличаются тоже по составу. Механики работают с этими автомобилями точно так же, как со всеми остальными, ничего пока не отвалилось из тех автомобилей, которые к нам приезжают, никакие лонжероны от порога не отошли. Что касается запчастей, появляются каталоги, в том числе мультибрендовые, появилась уже литература даже в бумажном виде, и она у меня на столе лежит. Показательно, что эти автомобили применяются в каршеринге, а эксплуатация в каршеринге намного жестче, намного более тяжелая для автомобиля, чем в частных руках».
Если в 2023 году на российском авторынке было 29 китайских марок, то в 2024-м их стало 60, подсчитали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Новинкой года, по версии портала «Авто.ру», стал рамный внедорожник с пневмоподвеской Tank 700 за 9 млн рублей. Внедорожной новинкой стал Haval H9. Семейной новинкой года признан Geely Atlas второго поколения, а новинкой года для путешествий стал Jetour T2. Удивительно, что многие марки в России не смогли закрепиться, отмечает главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:
Максим Ракитин главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Мне понравился сервис Aita, мне понравился Tank 700. Понравились Voyah Free и прочие, все, что делает премиальное отделение Dongfeng. Ну и если говорить про те, про которые мы не знаем, для меня удивительно сейчас познакомиться было с брендом VGV. Тоже история грузового конгломерата, который решил выпускать легковые автомобили, потрогали, поездили, у них получилось. Очень сложно выделить новые автомобили, потому что они появляются достаточно быстро. А во-вторых, почему-то некоторые из брендов тут же затихают, как произошло с брендом SWM, например, или с Livan, а сейчас ни слуху ни духу. Планов было полно, а в итоге выяснилось, что и рынок их не принял, и они не поняли, как на этом рынке взаимодействовать с покупателем. Здесь должен быть маркетинг на грани дипломатии, в некоторых случаях этого не происходит».
Ушедший год показал, что о дешевых автомобилях российскому потребителю можно окончательно забыть. Говорить о том, что произошла обратная трансформация машины из средства передвижения в роскошь, пока преждевременно. Но тренд очевиден. На рынке не осталось достойных автомобилей дешевле 2 млн рублей.
Надежды на «АвтоВАЗ» не оправдались — в ушедшем году концерн запомнился лишь Lada Aura за 3 млн и бесконечными призывами наращивать ставку утильсбора. Добавим высокую ключевую ставку, из-за которой автокредиты стали неподъемными, и получим печальную картину, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Оглядываясь назад, многие автоэксперты говорят — приход китайцев был предопределен, даже если бы не было февраля 2022 года. Достаточно взглянуть на Европу, где Китай тоже бьет рекорды. Массовый уход западных концернов из России лишь придал ускорения этой тенденции. Российский водитель к китайцам привык и уже разучил произношение основных брендов. Остается надеяться, что новая зависимость — теперь от китайских друзей — не заставит наш рынок окончательно потерять самого себя.