ЕС может ввести санкции против «теневого флота» России
Новая глава евродипломатии Кая Каллас объяснила, что такие планы связаны с повреждением кабеля в Балтийском море. Ранее в Финском заливе случился энергосбой после повреждения кабеля EstLink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию
Читать на полной версииОбновлено в 13:49
Евросоюз планирует ввести санкции против «теневого флота» России после повреждения кабеля в Балтийском море. Об этом заявила новая глава евродипломатии Кая Каллас. По ее словам, судно, которое подозревают в причастности к инциденту, является частью «теневого флота» России, который «угрожает безопасности и окружающей среде».
В среду, 25 декабря, в Финском заливе произошел энергосбой после повреждения крупного кабеля EstLink 2, который соединяет Финляндию и Эстонию. Вчера в рамках расследования ЧП в Балтийском море был задержан танкер Eagle S, который ходит под флагом островов Кука — это часть Новой Зеландии. Им владеет компания из ОАЭ, и это ее единственный корабль. Из-за этой странной схемы владения судно считают причастным к российскому теневому флоту.
Как пишет издание Yle (заблокировано в РФ), танкер вез бензин из Петербурга в египетский Порт-Саид. Когда финская полиция заметила судно недалеко от места аварии и попросила экипаж поднять якорь, на поверхности показалась пустая якорная цепь. Полиция подозревает, что танкер намеренно прошел в районе кабеля со спущенным якорем, чтобы порвать им кабель.
Ситуацию комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Финские СМИ пишут, что на борту Eagle S было около 74 тысяч тонн нефти. По данным сервиса мониторинга судов MarineTraffic, недалеко от места, где проходит кабель, танкер сбавил скорость до шести узлов, а в какой-то момент и вовсе остановился. Участок в 3 мили танкер прошел за полтора часа.
Что могло произойти и мог ли танкер потерять якорь? «Бизнес FM» обсудила это с главным редактором газеты «Морские вести России» Анатолием Кузнецовым:
— Крупнотоннажный тяжелогруженый танкер шел рейсом на Египет. Довольно далекий рейс, наверняка из порта Санкт-Петербурга вышел в соответствующем, необходимом техническом состоянии, оснащенный двумя якорями. Где он мог потерять якорь, предстоит выяснить. Если он действительно потерял якорь, так там не так глубоко, можно просканировать дно, опустить водолазов посмотреть.
— Судно замедлило скорость на 25% за несколько минут до пересечения кабеля, потом почти полностью остановилось на несколько минут. Может быть, тогда он был брошен?
— Чтобы бросить якорь, судно вообще должно остановиться. Конечно, в аварийной ситуации якоря бросают, чтобы остановить движение судна, когда во время шторма есть угроза выбрасывания на мель, на скалы, или может быть столкновение с идущим судном, в критической ситуации бросают якорь во время движения. Что значит — танкер потерял якорь? Это означает, что он не может продолжать рейс. Зачем танкеру это все делать? Чтобы оборвать три провода между Финляндией и Прибалтикой? Тоже мне — нашли громадный стратегический центр мира.
— Что будет с этим танкером? Команду задержали вместе с судном?
— Задержали танкер, а команда — часть танкера, команда останется на борту и будет выполнять функции по поддержанию танкера. Это может быть и месяц, и два, и три, и полгода. Их теперь будут держать, пока не определят, что же случилось, по какой причине, кто виноват. Если в процессе следствия они придут к выводу, что все-таки это сделал этот танкер, тогда будут приняты меры по компенсации ущерба. Могут все реквизировать и продать всю нефть в целях компенсации, это тысяч 100 тонн нефти.
Расследование произошедшего еще продолжается. Оператор поврежденного кабеля в Балтийском море заявил, что подача энергии между Финлянлией и Эстонией не остановлена. В этом году кабель EstLink 2 уже выходил из строя: он не работал с января по сентябрь из-за короткого замыкания. На ремонт ушло более 30 млн евро.