Финансисты о 18-м пакете санкций ЕС: «Его приняли, чтобы принять»
Часть из 22 банков, попавших под европейские санкции, уже несколько лет работают в подсанкционном режиме, часть попали «в клуб» впервые. Но пока никто не объявил, что санкции окажут влияние на их деятельность
Читать на полной версииЕвросоюз вводит санкции против 22 российских банков. Новый, 18-й пакет санкций был опубликован в официальном журнале ЕС. Из него стало известно, каких банков коснутся новые ограничения.Как повлияют новые санкции на сами банки и на финансовую систему России?
В 18-й пакет попали «Дом.РФ», Т-банк, «Финам», «Зенит», Яндекс банк и ряд других финансовых организаций. Некоторые из них под санкциями раньше не были, как, например, Ozon банк. Некоторые давно работают в условиях жестких рестрикций, в частности банк «Санкт-Петербург», в отношении которого США и Великобритания ввели санкции еще в 2023 году. В документе, опубликованном в официальном журнале ЕС, говорится, что для европейских организаций вводится полный запрет на любые транзакции и вообще какое бы то ни было взаимодействие с российскими банками из санкционного списка.
Никакого взаимодействия с европейскими структурами уже нет, так что 18-й пакет никак не сможет навредить попавшим в него российским банкам. Продолжает гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «В список вошли банки, которые не попадали в принципе ни в какие санкционные ограничения, но, с другой стороны, для них это, в общем-то, не критично, потому что они не работают ни со SWIFT, ни с иностранной инфраструктурой. Здесь влияния действительно практически никакого нет. Это, можно сказать, формальность, включение их сейчас в этот список. Принципиально получается, что на деятельность, операции, на возможности этих банков и всей банковской системы этот новый список, в общем-то, влияния не оказывает. Там есть те, кто был в других списках, соответственно, они попали сейчас в новые ограничения. Но опять же это ничего принципиально не меняет, потому что, как правило, если банки уже были под какими-то ограничениями, у них был отключен SWIFT, то дополнительные новые ограничения практически не несут новой смысловой нагрузки, что называется».
«Яндекс» сообщил, что введенный в отношении его банка запрет на транзакции с европейскими организациями не скажется на операционной деятельности и стратегии финансовых сервисов компании.
В свою очередь, в Ozon Бизнес ФМ рассказали, что у банка нет активов за рубежом, операций за пределами страны он не ведет и системой SWIFT не пользуется. Поэтому и для Ozon банка 18-й пакет, по сути, ничего не значит. И для финансового сектора России — тоже. Так считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-брокер» Александр Тимофеев:
Под новые европейские санкции попал ряд малоизвестных региональных китайских банков, чьи названия никому ничего не скажут. По мнению аналитиков, эти банки, вероятно, были созданы специально для проведения расчетов с Россией, они никак не взаимодействуют с финансовой инфраструктурой Евросоюза. И поскольку санкции ЕС распространяются только на самих европейцев, ни сами китайские банки, которые оказались в списке, ни расчеты через них от новых санкций тоже не пострадают.