Цены на бензин в Крыму снова выросли, несмотря на обещания властей
Ожидалось, что подорожание литра топлива не превысит 30 копеек, — вместо этого бензин вырос на рубль. Разница с материком остается ощутимой — до 7 рублей за литр. Проблемы с топливом на полуострове продолжаются уже много лет
Читать на полной версииВласти Крыма обещали сдержать рост цен на топливо — однако бензин продолжает дорожать. По данным Росстата, средняя стоимость бензина в России на 7 июля была на уровне 60,5 рубля за литр. АИ-92 стоит чуть больше 57 рублей за литр, АИ-95 — почти 62,5. А 98-й бензин стоит 84,5 рубля за литр. Крымские же цены по всем видам бензина выше на 5-7 рублей.
В конце июня министр топлива правительства Крыма Владимир Воронкин заявил, что жителям надо приготовиться, — топливо будет дорожать, но максимум на 30 копеек. Однако за неполный месяц литр АИ-95 вырос почти на рубль. Это уже восьмое подорожание топлива на полуострове с начала года. Хотя обещания все последние годы были другие, говорит крымский журналист, общественный деятель Александр Горный:
Еще 11 июля председатель крымского правительства Юрий Гоцанюк говорил, что власти принимают меры по «стабилизации ситуации на топливном рынке полуострова». В качестве ориентира он назвал цены на АЗС города Темрюк в Краснодарском крае и заявил, что на крымских заправках стоимость литра топлива может быть выше на 1,5 рубля, не больше. Спустя неделю стоимость крымского АИ-95 выросла на 30 копеек, АИ-92 — на 10 копеек, дизельного топлива — на 20 копеек. Разница с Темрюком в итоге составила несколько рублей.
В Крыму нет крупных федеральных сетей АЗС: «Роснефти», «Лукойла» или «Газпром нефти». На полуострове работают местные сети вроде TES или АТАН. Ситуация с заправками здесь примерно такая же, как с мобильными операторами или банками, — на полуостров заходят неохотно, в том числе опасаясь санкций. Но это все-таки не главный фактор, считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
— Крымская ситуация не такая особенная, как они часто пытаются себе представить. У нас примерно такая же ситуация на Дальнем Востоке. Но только если Дальний Восток — это глобальные расстояния от центров нефтепереработки, то в Крыму, кроме расстояния, еще возникают постоянные проблемы то с работающими, неработающими паромами и в целом с ситуацией с безопасностью. Хотя там имеются крупные и независимые игроки, которые обеспечивают доступность топлива.
— Насколько значимо влияние того факта, что крупные игроки по-прежнему в Крым не заходят из-за того, что опасаются санкций?
— Рассчитывать на нефтяные компании как на единственных гарантов конкуренции не совсем корректно. Все-таки есть независимые участники, которые вполне обеспечивают конкуренцию друг между другом. Есть крупные сетки, есть малые сетки — все они обеспечиваются достаточно. Я думаю, здесь все-таки больший упор нужно сделать, в отличие от железной дороги, на развитие водного транспорта, тем самым обеспечить более дешевый и более оперативный подвоз топлива в Крым.
Крымские власти говорят о том, что корректировать цены на топливо будут путем переговоров с местными нефтетрейдерами. Получается, видимо, пока не очень. В рейтингах регионов по доступности топлива для местных жителей Крым традиционно занимает последние места вместе с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. А по дороговизне топлива, опять же традиционно, стоит на верхушке рейтинга, вместе с дальневосточными регионами: Якутией, Камчатским краем и Магаданской областью.