С 2026 года школьники начнут изучать духовно-нравственную культуру России
Ранее Минпросвещения представило проект приказа, согласно которому с 1 сентября 2025 года предлагалось убрать духовно-нравственную культуру России как отдельный предмет из программы 5-7-х классов и интегрировать его в школьный курс «История нашего края». Патриарх Кирилл тогда раскритиковал эту инициативу
Читать на полной версииПредмет «Духовно-нравственная культура России» появится в школьной программе с 2026-2027 учебного года. Это следует из официального документа Минпросвещения. Сейчас программа проходит экспертизу. Работа над учебниками уже ведется, первые варианты планируют представить к ноябрю этого года.
Духовно-нравственная культура России — предмет не новый. Он преподавался ранее для 5-7-х классов. Обновления затрагивают программу и расчасовку: в 5-м классе будет один урок раз в две недели, а в 6-7-х классах — один урок еженедельно. Вести предмет будут учителя истории.
Как отмечается, дисциплина направлена на формирование у школьников мировоззрения, основанного на традиционных и созидательных ценностях. В курс войдет изучение биографий и взглядов государственных и общественных деятелей, деятелей культуры, науки и армии, включая героев специальной военной операции. Бизнес ФМ обсудила с учителями и директорами необходимость возвращения в школы этого предмета как отдельной дисциплины.
Учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров:
— Курс проработан, основа есть, по содержанию мы посмотрим изменения.
— Насколько важно, чтобы предмет был отдельной дисциплиной?
— Мы преподаем предмет, и у нас ключевой результат как бы предметный. Именно поэтому он введен отдельно, чтобы поменяли фокус зрения — мы, учителя, вместе с детьми. Как историк я вижу в этом огромное преимущество — понимание глобальных процессов. Например, история России начинается с того, как развивался мой город, что было на его месте, какие люди создавали город, поселок, дорогу, почему, зачем они это делали, во что они верили, что их окружало, по каким правилам они жили.
— Как будет подаваться тема специальной военной операции в контексте духовно-нравственного воспитания?
— Она поставит вопрос для меня, для учителя, какой человек может называться патриотом. И второй вопрос — помощь, готовность жертвования разными вещами, не только и не столько материальными, для достижения общественной цели. На такие серьезные темы с ребятами нужно говорить, начиная с 5-го класса.
***
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 в Москве Евгений Ямбург:
«Я не против духовно-нравственной культуры, но хочу вам сказать как профессионал: невозможно бесконечно расширять контент образования, когда каждый пытается вставить свои 5 копеек: плохо с налоговыми сборами — давайте введем предмет по налогам и сборам, плохо с раздельным мусором — давайте введем такой предмет. У меня лукавый вопрос: а за счет чего? Может, математику и русский сократим? Нормальным путем здесь является путь интеграции. Если брать гуманитарные предметы, скажем, великую русскую литературу, есть прекрасная возможность укреплять эти духовно-нравственные основы Достоевским, Толстым, Куприным. И наши исторические курсы дают такую возможность. Кроме этого, сегодня все-таки время изменилось, в 1947 году Борис Пастернак писал: «За поворотом, в глубине лесного лога, готово будущее мне верней залога, и уже не втянешь в спор и не заластишь, оно распахнуто, как бор, все вширь, все настежь». Появился искусственный интеллект — это реальность, с которой надо считаться, не бояться этого, а использовать в мирных целях, сочетая традиции и новаторство. Это как два плеча коромысла, которыми надо держать равновесие. Никакие нейросети не снимают заповеди Моисея и Нагорную проповедь Христа, а это вообще основы духовно-нравственной мировой культуры. Поэтому предмет нужен, но не нужно заниматься профанацией: существующее образование, его контент позволяют нормально решать эти проблемы без перегрузки детей».
***
Учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево, учитель года — 2022 Дмитрий Лутовинов:
«С его содержанием я еще не успел ознакомиться. Идея введения такого курса имела место, похожий опыт есть. Я думаю, если курс будет сосредотачиваться на биографиях важных личностей в нашей истории — полководцев, героев, деятелей культуры, искусства, — это будет хорошо, конечно, детям нужно их знать. С точки зрения человека, который любит культуру и историю нашей страны, это хорошо. С точки зрения учителя истории, вы знаете, каждый, наверное, учитель считает, что его предмет самый интересный и самый главный. Поэтому мое субъективное мнение — такой курс имеет место. Единственное, невозможно, наверное, заниматься воспитанием, сидя за партой в школе. Воспитание — это большой процесс, который происходит не только в школе, но и в среде, которая окружает ребенка и нас».
Ранее министр просвещения Сергей Кравцов заявлял, что предмет официально вернется в расписание с 1 сентября 2026 года. Однако Минпросвещения рассматривало возможность исключения ДНКР из учебного плана как отдельной дисциплины и интеграции ее в курс «История нашего края». Это предложение раскритиковал патриарх Кирилл.