FT: производство искусственных бриллиантов в Китае угрожает рынку алмазов
Цены на небольшие природные бриллианты упали до рекордно низких значений за последние десять лет, подчеркивает издание. Действительно ли синтез китайских алмазов обрушит мировой рынок?
Читать на полной версииМассовое производство искусственных бриллиантов в Китае угрожает рынку алмазов. Об этом пишет Financial Times. Фабрики, которые прежде специализировались на производстве технических алмазов, активно переходят к выпуску ювелирных камней. Цены на небольшие природные бриллианты упали до рекордно низких значений за последние десять лет, подчеркивает издание.
В США доля «бриллиантов из пробирки» в рознице составила 17% в прошлом году против 3% в 2020-м. На фоне этих тенденций алмазодобывающая корпорация De Beers сократила добычу в 2024-м на 22%, а выручка компании упала на 23%. Действительно ли синтез китайских алмазов обрушит мировой рынок, рассуждает руководитель корпоративных финансов компании «Алроса» Сергей Тахиев:
Сергей Тахиев руководитель корпоративных финансов компании «Алроса» «Информация о том, что искусственные алмазы производят и синтезируют, — это история 1950-х годов и далее. Применение в ювелирных украшениях появилось только буквально в нулевые годы. Официально цена на один ограненный искусственный бриллиант, 1-каратник, в середине нулевых годов — 13 тысяч долларов за карат. Почему так было дорого? Потому что это был достаточно хайповый продукт, его синтезировали штучно. Потом цена упала примерно до 1,5-2,5 тысячи долларов за карат. И сейчас, по мере того, как мощности выросли в этом сегменте, оптовая цена на один бриллиант 1-каратник примерно 70 долларов. То есть с 13 тысяч долларов за 20 лет цена упала до 70 долларов за карат. 3-каратник можно купить за 100 долларов. Этот сегмент превратился окончательно в сегмент качественной бижутерии. Природные бриллианты стоят, 1-каратник, — 3,5-7 тысяч долларов. Рынок расставил все сам на свои места. В люксовом сегменте, в сегменте upper middle class ювелирные изделия с бриллиантами природными пользуются достаточно высоким спросом, а в массовом сегменте искусственные — муассаниты, цирконий и так далее. Рынок украшений в мире составляет 380 млрд долларов, из них с бриллиантами 80 млрд. Прочие украшения — это 300 млрд долларов. Это огромнейший, емкий рынок, в который помещается любой продукт. Так что, наверное, речь идет, скорее всего, о конкуренции внутри сегмента бижутерии, а озабоченность Financial Times, особенно мне понравилось их название «Они теряют блеск». Этому названию уже лет 25 или 30. Время от времени, когда рынок циклично идет вверх-вниз, это название статьи появляется регулярно. Про него забывают, когда цены и рынок начинают расти примерно на 80%, тогда пишут по-другому».
Глобальным центром производства синтетических бриллиантов стала китайская провинция Хэнань. По данным отрасли, более 70% ювелирных искусственных камней в мире производятся именно в Китае, а крупнейшие фабрики выпускают по 100 тысяч карат в месяц. Себестоимость необработанных камней в КНР упала до 15 долларов за карат. Сможет ли суррогат вытеснить в рознице природный камень, рассуждает управляющий директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина:
Ксения Костина управляющий директор Viree Diamond Club Dubai «Financial Times написала о том, что большинство потребителей думают, что искусственные бриллианты производят в Индии, поскольку, как правило, место происхождения бриллианта маркируется той страной, где он был огранен, а гранят их в Сурате, в Индии, точно так же, как и натуральные. Мало того, что китайцы производят 70% уже искусственно выращенных бриллиантов в мире, так еще и их производят ювелирного качества, в том числе китайские государственные оборонные компании, и даже владеют какими-то своими ювелирными брендами. Дальше эти камни гранятся в Индии, экспортируются в Дубай или Антверпен, там уже покупаются преимущественно американцами. Что будет с этим происходить, зависит от того, что решит Трамп по новым тарифам, которые он грозится ввести 1 августа. Это может привести к существенному удорожанию конечных изделий с искусственными и натуральными бриллиантами на американском рынке, а поскольку американцы на самом деле сами активно производят синтетику, просто у них это выходит дороже, то, возможно, эти тарифы вообще поменяют расклад. Синтетика угрожает натуре, но про это говорят уже лет 10, за это время натуральные бриллианты не сильно упали в цене: упали, но потом плюс-минус восстановились. А искусственные упали сильно. Сейчас, когда уже рядовой потребитель понимает, что синтетически выращенный бриллиант в 1 карат стоит 200 долларов, у многих людей отпадает желание это покупать, потому что, даже, наверное, кристаллы Сваровски уже стоят дороже».
Изменился и портрет покупателей. Молодые женщины и клиентки среднего возраста все чаще покупают камни вне контекста обручальных колец, а «для себя». В США прогноз: к 2030 году до 80% вставок в кольцах будут синтетическими. В Китае — та же тенденция.