Владимир Зеленский внес новый законопроект по Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуре (САП) в Верховную раду. Теперь генпрокурор и его заместители не имеют права давать указания прокурорам САП. Сказано, что работники САП подчиняются только руководству САП. Генпрокурору также запрещено давать указания детективам НАБУ. Тем самым фактически восстановлены все нормы, которые были отменены принятым 22 июля Радой законопроектом, подписанным самим же Зеленским. Единственное, что туда добавили, — это проверки детективов НАБУ, имеющих доступ к гостайне, на полиграфе по методике, утвержденной СБУ, а также в течение шести месяцев с момента вступления в силу закона СБУ должна провести проверку сотрудников спецслужб, имеющих допуск к гостайне, на предмет совершения действий в пользу России. Что происходит?

Буквально три дня назад Владимир Зеленский подписал закон, ликвидировавший Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) как независимые структуры. Они были созданы в 2015 году по предложению администрации Барака Обамы, когда Украину плотно курировал вице-президент Джо Байден. Внешнее кураторство этих структур никогда не скрывалось — они были связаны в основном с Демпартией США, порой подыгрывая кампаниям против Дональда Трампа. Возможно, это и породило у Зеленского надежду, что Вашингтон не обратит внимания на его попытки укрепить свою вертикаль власти. Эти структуры были переданы под надзор генпрокурора, а фактически — под контроль исполнительной власти.

И действительно, Трамп и Госдеп отмолчались. Зато по всей Украине начались массовые протесты с требованием отмены закона. За протестами могли стоять структуры, близкие к бывшему президенту Петру Порошенко (внесен в РФ в список террористов и экстремистов), а также получатели грантов по линии ликвидированной USAID (деятельность организации запрещена на территории РФ). Но вряд ли речь только о них. Все же столь резкие действия по укреплению авторитаризма вызвали большой резонанс в обществе, имеющем богатые «майданные» традиции. Что еще важнее — европейские союзники действия Зеленского тоже не одобрили.

Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выразила «серьезную обеспокоенность» ситуацией с НАБУ. А официальный представитель Еврокомиссии заявил, что «компромисс в этом вопросе невозможен»: «Как страна-кандидат, Украина должна полностью соблюдать стандарты уважения к верховенству права». Председатель Евросовета Антониу Кошта также потребовал объяснений. Как выяснилось, Зеленский подписал закон об ограничении полномочий НАБУ, несмотря на прямые призывы президента Эммануэля Макрона и того же Кошты не делать этого. Накануне принятия закона послы G7 в Киеве на встрече с главами СБУ и Генпрокуратуры тоже призывали не принимать закон. Но они в результате оказались заперты в комнате без телефонов более чем на два часа, дабы помешать им информировать свои правительства о событиях в Киеве, написало издание Politico.

Вообще в западной прессе появилось уже довольно много публикаций с критикой как самого Зеленского за авторитарные замашки и потворство коррупции, так и особенно главы Офиса президента Андрея Ермака. Британская Financial Times пишет, что он «часто действует как президент», обладает, возможно, даже большим влиянием, чем Зеленский, «разрабатывает мирные планы, руководит неофициальной дипломатией и лично назначает чиновников», «премьер-министр и высшее военное командование часто подчиняются ему». Другие европейские издания также стали больше писать о том, что в Украине не все в порядке с демократией.

Судя по всему, нервная реакция европейцев — помимо внутренних протестов — и подвигла украинского лидера быстро пойти на уступки. Тем более что накануне он лично обещал это британскому премьеру Киру Стармеру. Хотя украинские военные в целом сохраняют нейтралитет по отношению к протестам и к самой проблеме, ситуацию мог бы усугубить раздрай на региональном уровне, первые признаки чего уже проявились. Например, Тернопольский облсовет единогласно проголосовал за поддержку Зеленского, призвав к сплочению в борьбе против России. Тогда как Львовский горсовет встал на сторону НАБУ, призвав президента и Раду «защитить независимость антикоррупционных органов» и вернуть им прежние полномочия.

Теперь Зеленский и отыгрывает назад, внеся новый законопроект в Раду. НАБУ и САП его уже поддержали, призвав Раду его принять, поскольку он восстанавливает все процессуальные полномочия и гарантии независимости НАБУ и САП. Европу это тем более удовлетворит. В конце концов, главная роль Украины в глазах Запада сейчас — это сражаться против России и не дать Путину победить. Коррупция — это сравнительно мелкий сопутствующий ущерб. Никаких сколь-либо жестких мер против Киева союзники ввести все равно бы не посмели.

Правда, внутри страны оппоненты президента могут воспринять его уступки как слабость и сигнал, что можно надавить еще больше. А если режим Зеленского зашатается — это поставит под угрозу как раз ту самую роль, которая ему отведена во главе Украины.

Протестный потенциал внутри самой Украины пока не настолько велик, чтобы кто-то извне заранее делал всерьез на него ставку. Однако исторический опыт показывает, что украинский «майдан» имеет свойство «раскачиваться», если властям не удается купировать ситуацию на ранних стадиях. Тем более что обиженных режимом уже много. Это те, у кого отжали бизнес, в том числе с помощью силовиков, те, кому не нравится авторитаризм Зеленского и Ермака в принципе, те, кому не нравится насильственная мобилизация или даже преследование канонической Украинской православной церкви.

До сих пор всему этому недовольству мешало выплеснуться на улицы представление, что во время войны нельзя митинговать против власти. А тут вдруг оказалось, что можно. И Зеленский решил действовать быстро, не считаясь даже с угрозой потери лица, — по принципу: «быстро поднятое — не есть упавшее». Уличные протесты вроде пока пошли на спад.