Электрозарядки в Москве стали платными
Пятилетний эксперимент завершен, сообщили в Дептрансе. Теперь платить придется по рыночному тарифу. Бизнес ФМ узнала мнения участников отрасли: конкуренты — рады, пользователи — не очень
Читать на полной версииДептранс Москвы с 23 июля отменил бесплатную зарядку для электромобилей, о чем объявили накануне. Речь идет о более 300 станций (это десятая часть всех зарядок столицы) проекта «Энергия Москвы», которые городские власти построили за последние пять лет. Тариф теперь — 15-20 рублей за киловатт-час в зависимости от мощности зарядки.
У электромобиля Evolute i-Pro, который тестируют в таксопарках, расход энергии на 100 километров — 18 киловатт-часов. Значит, за зарядку на 100 километров придется заплатить 360 рублей. Учитывая, сколько в среднем проезжает таксист на электрокаре за день, — набегает хорошая сумма, говорит менеджер по аренде «Такси Ритм» Андрей Домаховский. У него в парке последние два года тестируются четыре Evolute i-Pro:
Андрей Домаховский менеджер по аренде «Такси Ритм» «По времени полная зарядка, если мы говорим о том же Evolute i-Pro, — где-то шесть-восемь часов. 300-350 километров водитель проезжал. Если водитель будет тратить теперь часть своего дохода на платный заряд своего электромобиля — теряется смысл всей экономии, и эти автомобили просто будут стоять в парке и не пользоваться спросом в аренде. Ежедневно это где-то в районе тысячи рублей — на плечи водителя ложатся расходы. Была пробно закуплена партия в количестве четырех штук, очень хорошие были показатели по эффективности, коммерческой прибыли, но на сегодняшний день ситуация ставит под вопрос развитие электротакси в Москве».
Для сравнения берем расход бензина у ДВС: в среднем — восемь литров на 100 километров. При цене 92-го бензина в 58 рублей за литр — заплатить за 100 километров придется 460 рублей.
Электрокар пока еще выгоднее, однако мы взяли самый дешевый бензин и сопоставили со стоимостью зарядки, которую Дептранс установил лишь в самом начале длинного пути роста тарифов. А если взять некоторые другие электрокары — у них расход может быть и 25 киловатт-часов, а зимой и все 40. Это уже 800 рублей за 100 километров, что гораздо дороже топлива. Цены за киловатт-час приводит управляющий директор оператора крупнейшей в России частной сети зарядных станций Punkt E Константин Алябьев:
Константин Алябьев управляющий директор оператора крупнейшей в России частной сети зарядных станций Punkt E «У нас в среднем стоит от 18 до 22 рублей, в среднем около 20. «Энергия Москвы» после рыночного анализа ввела на свои сети примерно аналогичные цены. Электрокары заряжаются в среднем 20-30 минут, не всегда до полного бака. В среднем сейчас современные электромобили все проезжают больше 400 километров. Коллеги в «Энергии Москвы» давно готовились к этому шагу и консультировались, безусловно, с рынком. Мы позитивно это оцениваем, потому что считаем: электромобилисту важнее удобство инфраструктуры, чтобы станция располагалась рядом, а не те 200 рублей, которые он экономит на бесплатной зарядке за раз. Поэтому с введением платы ускорится как сама программа «Энергии Москвы», так и частные инвестиции в установку зарядных станций в торговых и бизнес-центрах».
Вот и в Дептрансе заверяют, что деньги от «Энергии Москвы» пойдут на развитие сети зарядных станций (план — ставить по 500 новых штук в год), а также на достижение «сбалансированного уровня загруженности станций». Слушатели Бизнес ФМ жаловались нам, что во дворах, где стояли бесплатные зарядки, с утра до ночи толпились таксисты, занимали парковки для инвалидов, мусорили и шумели. Введение платы — логичный итог, говорит автор и ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин:
Вячеслав Субботин автор и ведущий программы «Минтранс» «Сейчас то, что предлагают зарядные станции, выходит примерно в полтора раза дороже, чем пробег на бензине. Ну покупают они себе там Nissan Leaf, BMW i3 — на этом все заканчивается. А все эти китайские штучки — это все единицы, игрушки. То, что сейчас ввели плату, — правильно сделали. А чем эти автомобилисты должны отличаться от других? А то, получается, все это за счет налогоплательщиков. То, что это как-то повлияет на продажи этих автомобилей, вдруг они там понизятся? Их и так-то было совсем немного, просто под микроскопом не разглядишь. Такие продажи и будут оставаться».
По прогнозам властей, через пять лет число электрокаров в Москве достигнет 320 тысяч, или 7% от автопарка столицы. Сейчас их в семь раз меньше — в масштабах Москвы это погрешность. Для владельцев электромобилей урезают льготы: нет уже проезда по платным трассам для электричек иностранного производства, нет теперь бесплатных зарядок. Остаются только бесплатные парковки и освобождение от уплаты транспортного налога. Поэтому неясно, за счет чего будет рост продаж — разве что придумают новую батарейку, которая будет однозначно надежнее и выгоднее ДВС. Пока продажи, наоборот, летят вниз: в мае продано 785 электрокаров — в три раза меньше, чем год назад.